Жанр и формат в терминологии современной журналистики . <...> Классическая теория жанров и современные телевизионные форматы . <...> Гибридность как определяющий признак телевизионного формата . <...> «Пти журналь» как тип массовой газеты во Франции во второй половине XIX в. <...> Le Petit Journal as a Type of 19th Century Popular Newspaper . <...> Тертычный, доктор филологических наук, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ: “КОНЦЕПЦИЯ”, “ТИП”, “ПРОФИЛЬ”, “ФОРМАТ ИЗДАНИЯ” В центре внимания статьи находятся понятия “формат”, “концепция”, “профиль”, “тип” издания. <...> Применительно к сегодняшней теме, полагаю, очень важно установить соотношение понятия “формат издания” с категориями “концепция издания”, “тип издания” и “профиль издания”. <...> Как утверждают сегодняшние исследователи, под типом издания следует понимать идеализированную обобщенную модель издания. <...> Однако надо иметь в виду, что поскольку понятие “профиль издания” соотносится с понятием “тип издания” как видовое и родовое понятия, то это значит, что, в отличие от типологической модели, профильная модель опирается не только на значимые для типа изданий общие существенные характеристики данной группы изданий, но и на особенные (видовые) их признаки. <...> А вот содержание понятия “формат издания” можно представить как совокупность характеристик какого-то одного конкретного СМИ. <...> А это значит, что, в отличие от профильной и типологической моделей издания, формат издания опирается как на значимые для 9 данного типа изданий в целом общие существенные характеристики и на особенные характеристики отдельных видов изданий, входящих в эту группу, так и на единичные признаки, свойственные только этому конкретному изданию, (единственному) из множества других, входящих в данную типологическую, профильную группу. <...> № 6 Г.В. Лазутина, кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати МГУ имени М.В. Ломоносова <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_10._Журналистика_№6_2010.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 10 ЖУРНАЛИСТИКА
Издательство Московского университета
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 6 • 2010 • НОЯБРЬ — ДЕКАБРЬ
Выходит один раз в два месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Засурский Я.Н. Колонка редактора: Политические кризисы и выборы
2010 г. в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Форматы и жанры в современных СМИ
Тертычный А.А. О соотношении понятий «концепция», «тип»,
«профиль», «формат» издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Солганик Г.Я. Формат и жанр как термины .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации
.
.
.
.
.
.
.22
.25
Николаева А.Н. Речевые жанры как новый формат текстовой журналистики
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
Лащук О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации. . . . . . . . . .36
Качкаева А.Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия
трансформации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Цвик В.Л. Классическая теория жанров и современные телевизионные
форматы .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Новикова А.А. Гибридность как определяющий признак телевизионного
формата .
.
.
.
Кемарская И.Н. Формат как способ позиционирования программы .
.
.
.
.52
.56
.66
Стр.1
Сухарева В.А. Что такое «формат»? Или искусство массовой кулинарии
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.70
Болотова Л.Д., Кравченко С.В. Радиоформаты, форматирование,
переформатирование . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Макеенко М.И. Формат в массовых коммуникациях: индустриальный
подход. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .90
История журналистики и литературы
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Есин Б.И., Зорина Ю.В. «Михаил Ломоносов» — журнал для самообразования
крестьянских детей. 1914 г. . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Лапшина Г.С. В.П. Боткин о творчестве Ф. Шопена и Л. Бетховена . . 102
Линков В.Я. «Вера есть сила жизни» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Бакунцев А.В. «Скоморохи» И.А. Бунина: три варианта одного стихотворения
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Максимов Б.А. Загадки «Вия» и сюжетная традиция «Вечеров» .
.
Зарубежная журналистика
Захарова М.В. «Пти журналь» как тип массовой газеты во Франции
во второй половине XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Реклама и связи с общественностью
Назайкин А.Н. Эффект прайминга в медиаисследованиях и рекламе. . 160
Экономика СМИ
Вырковский А.В. Тенденции развития рынка еженедельных журналов . 170
Смирнов С.С. Медиаиндустрия России как внестатический феномен. . 178
Указатель статей и материалов, опубликованных в “Вестнике Московского
университета. Серия 10. Журналистика” в 2010 году .
.
. 188
.
.
. 129
Стр.2
CONTENTS
Zassoursky Ya.N. Editorial: Political Crises and US Elections of 2010 . . . . . 5
Formats and Genres in Modern Mass Media
Tertychniy A.A. On Connection between Conceptions of Idea, Type,
Profile and Format of Publication . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Lazutina G.V. Genre and Format in the Terminology of Contemporary
Media . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Solganik G.Ya. Format and Genre as Terms. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Surikova T.I. Notional Field for the Conception of Format in Mass
Communication . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Nikolaeva A.N. Speech Genres as New Format of Text-Based Journalism .
Laschuk O.R. The Term of Format in Mass Communication .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.30
.36
Kachkaeva A.G. Genres and Formats of Contemporary Television. The
Consequences of Transformation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
Tsvik V.L. The Classical Theory of Genres and Modern Television Formats. .52
Novikova A.A. Hybridism as a Character Attribute of Television Format .
.
.
.56
Kemarskaya I.N. Format as an Instrument of Positioning of TV Program . . .66
Sukhareva V.A. What is Format? Or the Art of Mass Cooking. . . . . . . . . .70
Bolotova L.D., Kravchenko S.V. Radio Formats, Formatting and Refor -
matting . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .79
Makeenko M.I. Format in Mass Communications: An Industrial Approach .
.90
Journalism and Literature History
К 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова (перевод???)
Esin B.I., Zorina Yu.V. “Mikhail Lomonosov” – the Magazine for SelfEducation
of Peasant’s Children (1914). . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
Lapshina G.S. V.P. Botkin on the Creative Work of Chopin and Beethoven . . 102
Linkov V.Ya. The Belief is the Life-Breath . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
Bakuntsev A.V. The “Skomorokhs” by I. A. Bunin: Three Versions of One
Poem. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Maksimov B.A. The Enigmas of “The Vij” and the Plot Developments in
Gogol`s Ukrainian Fairy-Tales . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Foreign Journalism
Zakharova M.V. Le Petit Journal as a Type of 19th Century Popular Newspaper
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
3
Стр.3