№ 6 Б.А. Максимов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова ЗАГАДКИ “ВИЯ” И СЮЖЕТНАЯ ТРАДИЦИЯ “ВЕЧЕРОВ” Хотя Гоголь не включил “Вия” в свой первый сборник, загадочная история Хомы Брута, стянув в единый узел все ключевые мотивы “Вечеров”, венчает собой фантастические повести названного сборника. <...> Задачей настоящей статьи было проследить формирование сюжетной структуры гоголевской фантастической повести от “Вечеров” до “Вия”. <...> Возвращение к истокам, к более простым формам позволяет лучше понять внутреннюю логику последней, самой сложной украинской фантастической повести Гоголя. <...> Последняя из украинских фантастических повестей Гоголя по сей день задает читателю немало загадок. <...> Как удалось художнику — и удалось ли — стянуть воедино контрастные, образные и сюжетные планы — ключевой для понимания повести вопрос1. <...> Современники ответили на него отрицательно, повесть распалась на разнородные части не только в восприятии Белинского, вообще недоверчивого к “демонической” фантастике, но и в глазах мистически настроенного Шевырева2. <...> 2 Критическую традицию подхватил и американский исследователь Дональд Фангер, который, следуя набоковской оценке (“страшная история, от которой мурашки бегают по коже, но не слишком удачная”), резюмирует: “Принципиальный изъян повести <.> заключается в несовместимости психологического и сверхъестественного истолкования, оба из которых подразумеваются в тексте” [Fanger, 1979, р. <...> 3 Отчего героем романтической повести (а точнее говоря, новеллистической сказки) Гоголь делает серого, ничем не примечательного паренька, который больше уклоняется от действия, чем действует? <...> Ниже я постараюсь проследить, как в сюжетной плоскости “Вия”, не исключающей и образные характеристики действующих лиц6, Гоголь собрал и объединил мотивы, ранее по отдельности разработанные <...>