Л. А. Зелексон
Учредитель и издатель
ФГБОУ ВО
«Нижегородская
государственная
консерватория
им. <...> Риторика танца барокко
в представлениях российских музыковедов
Жесткова О. В. <...> Mise en sce′ ne и re′ gisseur
в парижской Опере 1820–1830-х годов
Чернявская Ю. Г. Жанр или идея? <...> Трактовка жанра
фантазии в творчестве Шумана
Синица И. А. <...> Вторая симфония М. О. Штейнберга:
к проблеме творческого процесса
Шириева Н. В., Дыганова Е. А. <...> «Аллилуиа» Софии
Губайдулиной: драматургия и семантика партии цвета
Петров В. О. <...> Жобим и Визбор: об одном из
отечественных отражений бразильской босса-новы
Саввина Л. В. <...> Зилоти»
(к 70-летию со дня смерти пианиста)
Резник Ан. <...> «Русская рапсодия» для фортепиано
с оркестром С. Э. Борткевича (1877–1952)
Рахимов Р. Г. Башкирские инструментальные коллективы
монодийной традиции. <...> «Песни» китов как отражение научнотехнического прогресса в музыке второй половины ХХ века
73
http://www.nnovcons.ru
E-mail:
nngk.izdaniya@yandex.ru
© Нижегородская государственная консерватория
им. <...> М. И. Глинки, 2015
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
© Пылаева Л. Д., 2015
УДК 78.01
РИТОРИКА ТАНЦА БАРОККО
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЫКОВЕДОВ
В статье освещается опыт отечественного музыкознания по изучению
танцевальной музыки западноевропейского барокко с точки зрения риторики. <...> Ключевые слова: барокко, хореография, ораторское искусство, риторика музыки, риторика танца
С наступлением XVII века профессиональное танцевальное искусство в странах Западной
Европы вступило в пору своего расцвета. <...> Вместе с ростом исследовательского интереса к красноречию в искусствознании наметились направления научного
поиска в области риторики поэзии, риторики живописи, риторики музыки. <...> В
целом же на сегодня риторика барочного танца
продолжает оставаться достаточно молодой областью искусствознания. <...> Сразу же нужно заметить, что отдельные
аспекты риторики танца освещались российскими учеными по большей части в связи с теми или
иными аспектами риторики музыки. <...> Как видим, все приведенные <...>
Актуальные_проблемы_высшего_музыкального_образования.__№4_2015.pdf
16+
Нижегородская
государственная
консерватория
им. М. И. Глинкиал
АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ВЫСШЕГО
МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Научноаналитический,
научнообразовательный
журнал
4
[38] 2015
Стр.1
Главный редактор
Т. Б. Сиднева
Зам. главного редактора
О. М. Зароднюк
Редакционный совет:
Т. Н. Левая
В. Н. Сыров
А. А. Амрахова
Р. А. Ульянова
А. Е. Кром
Т. Я. Железнова
А. А. Евдокимова
Т. Г. Бухарова
Л. А. Зелексон
Е. В. Приданова
Т. Б. Суханова
Компьютерная верстка
А. С. Платонова
Корректор
Л. А. Зелексон
Учредитель и издатель
ФГБОУ ВО
«Нижегородская
государственная
консерватория
им. М. И. Глинки»
Адрес издателя
и редакции:
603950, Нижний Новгород,
ул. Пискунова, д. 40
Тел./факс (831) 419-40-56
http://www.nnovcons.ru
E-mail:
nngk.izdaniya@yandex.ru
Содержание
Проблемы теории и истории музыки
Пылаева Л. Д. Риторика танца барокко
в представлениях российских музыковедов
Жесткова О. В. Mise en scene и regisseur
в парижской Опере 1820–1830-х годов
Чернявская Ю. Г. Жанр или идея? Трактовка жанра
фантазии в творчестве Шумана
Синица И. А. Вторая симфония М. О. Штейнберга:
к проблеме творческого процесса
Шириева Н. В., Дыганова Е. А. «Аллилуиа» Софии
Губайдулиной: драматургия и семантика партии цвета
Петров В. О. О концепции сверхцикла «Rrrrrrr...»
Маурисио Кагеля
Гончаренко С. С. Визуальные паттерны додекафонии
Нагорнова А. М. Жобим и Визбор: об одном из
отечественных отражений бразильской босса-новы
Саввина Л. В. Типы музыкальной памяти
в произведениях XX века
Ходорковская Е. С. Музыкальное произведение
как предмет аналитико-герменевтических стратегий:
очевидные тупики и неочевидные выходы
Проблемы теории и истории исполнительства
Горобец С. В. Обзор репертуара «Концертов А. Зилоти»
(к 70-летию со дня смерти пианиста)
Резник Ан. Л. «Русская рапсодия» для фортепиано
с оркестром С. Э. Борткевича (1877–1952)
Рахимов Р. Г. Башкирские инструментальные коллективы
монодийной традиции. К 25-летию национального
оркестрового музицирования
Проблемы методики и педагогики
музыкального образования
Гребенюк Е. В., Назарова Е. О. Курс «История и теория
музыкального образования» в контексте
программных требований ФГОС нового поколения
Музыка в её художественных параллелях и взаимосвязях
Мятиева Н. А. «Песни» китов как отражение научнотехнического
прогресса в музыке второй половины ХХ века
3
7
12
19
23
31
35
41
45
48
53
60
62
68
73
© Нижегородская государственная консерватория
им. М. И. Глинки, 2015
′
′
Стр.2