ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ © Пылаева Л. Д., 2015 РИТОРИКА ТАНЦА БАРОККО В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ РОССИЙСКИХ МУЗЫКОВЕДОВ В статье освещается опыт отечественного музыкознания по изучению танцевальной музыки западноевропейского барокко с точки зрения риторики. <...> Автором выделены основные аспекты исследования танцев с учетом воздействия на них закономерностей ораторского искусства: риторической диспозиции, учения о фигурах. <...> Отражены современная ситуация обращения в России к барочной хореографической практике и усиление интереса к оригинальным источникам XVII–XVIII веков, что позволяет расширить и уточнить представления о танце «риторической эпохи». <...> Ключевые слова: барокко, хореография, ораторское искусство, риторика музыки, риторика танца С наступлением XVII века профессиональное танцевальное искусство в странах Западной Европы вступило в пору своего расцвета. <...> На протяжении полутора столетий оно существовало в рамках эстетики «риторической эпохи» [11, с. <...> 112], проявляя себя как особая художественная форма искусства красноречия. <...> Рождение замысла танца можно уподобить риторическому inventio (изобретению); определение фигуры общей композиции танца или траектории движения танцовщиков, её внутреннее деление — dispositio (расположению); выбор хореографических па, их комбинирование — elocutio (словесному выражению); усвоение всего комплекса элементов танца в ходе постановки и разучивания — memoria (запоминанию); наконец, собственно исполнение танца представляется аналогичным pronuntiatio (произнесению) или executio (исполнению). <...> 7], имеет самое прямое отношение к танцу, который представлялся современникам барокко как «род немой риторики» [1, с. <...> В статусе ораторской речи, утвердившемся в западноевропейской культуре еще в период позднего Возрождения, танцевальное искусство пребывает на протяжении XVII – первой трети XVIII веков. <...> Но в оригинальных источниках данного периода, посвященных хореографии, риторическое наполнение <...>