С овременный рецензируемый журнал «Прикладная информатика» — средство массовой информации, имеющее только среди вузов сотни подписчиков. <...> Первое периодическое издание под названием «Прикладная информатика» вышло в свет 25 лет назад, в 1981 году. <...> Впервые появилась статья, в которой деловая разведка рассматривается как разновидность информационной работы. <...> В двух публицистических заметках подведены итоги первого выпуска в Санкт-Петербургском государственном университете, старейшем вузе страны, специалистов с квалификацией «информатик-экономист» по специальности «Прикладная информатика в экономике». <...> Лихтенштейн, В. И. Мардахаев Электронная торговля и оптимизационные компьютерные технологии . <...> Гришина, С. А. Емельянов Деловая разведка как разновидность информационной работы . <...> Емельянов Технология имитационного моделирования в системе Pilgrim . <...> Кацман Метод многоуровневой декомпозиции в экономических информационных системах . <...> 13 В. Н. Юрьев, И. А. Кульков ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА № 3 2006 В. Е. Лихтенштейн, В. И. Мардахаев Электронная торговля и оптимизационные компьютерные технологии Электронная торговля в России В настоящее время во всем мире наблюдается рост оборотов электронной торговли как в секторе «бизнес-клиент» (В2С — Business to Customer), так и в секторе «бизнес-бизнес» (В2В — Business to Business). <...> Например, в настоящее время быстро развиваются электронная торговля ценными бумагами, игра на биржах, возникли электронные аукционы. <...> Электронная торговля и структурная перестройка мировой экономики Развитие электронной торговли во многом изменило влияние информационных технологий на общество. <...> Виртуальное предприятие, ориентированное на постоянный поиск и выполнение рыночных заказов — это постоянно действующая динамическая кооперационная сеть предприятий, которые обладают ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночных заказов, базирующаяся на единой информационной системе. <...> Серверы разных <...>
Прикладная_информатика_Journal_of_Applied_Informatics_№3_2006.pdf
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
С
овременный рецензируемый журнал «Прикладная информатика» — средство массовой
информации, имеющее только среди вузов сотни подписчиков. Журнал предназначен
для различных категорий читателей: бизнесменов, IT-менеджеров, разработчиков
программных продуктов и, конечно же, научных работников, аспирантов и докторантов.
Первое периодическое издание под названием «Прикладная информатика» вышло в свет
25 лет назад, в 1981 году. Первоначально это был сборник статей, выпускаемый издательством
«Финансы и статистика» 6 раз в год. Главным редактором сборника долгое время работал В. М. Савинков.
В состав редакционной коллегии входили академики и члены-корреспонденты академии
наук страны А. П. Ершов, С. С. Лавров, А. А. Стогний, Л. Н. Сумарков, эстонский академик Э. Х. Тыугу
и другие известные ученые — доктора наук. Редакционная коллегия ныне действующего состава
охватывает «научно-креативное IT-пространство» России от Санкт-Петербурга до Ростова-наДону,
от Смоленска до Иркутска, все крупнейшие научные центры и города-миллионники.
Бо´льшая часть данного номера посвящена прикладным вопросам. Опубликованы статьи,
связанные с применением информационных технологий в таких областях, как электронный
маркетинг, e-commerce, технологии формирования наукоемких программ, образовательное
пространство, подготовка IT-пользователей, информационные системы малого бизнеса, системы
поддержки принятия решений, математическое и компьютерное моделирование, информационная
безопасность, информационные системы.
Впервые появилась статья, в которой деловая разведка рассматривается как разновидность
информационной работы. Надеемся, что данная публикация не станет единственной
по этой тематике и вызовет интересную полемику на страницах нашего журнала.
В связи с развитием теории конкуренции по просьбе читателей специально написана статья
о постановке задач имитационного тактического моделирования наступательных конкурентных
действий.
Теоретические аспекты новых разработок представлены в рубриках «Вопросы теории» и
«Лаборатория».
В двух публицистических заметках подведены итоги первого выпуска в Санкт-Петербургском
государственном университете, старейшем вузе страны, специалистов с квалификацией
«информатик-экономист» по специальности «Прикладная информатика в экономике».
Главный редактор
А. А. Емельянов
Стр.1
№ 3 2006
ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
IT-БИЗНЕС
ЭЛЕКТРОННЫЙ МАРКЕТИНГ
В. Н. Юрьев, И. А. Кульков
Информационные системы в маркетинговой деятельности .....3
IT-МЕНЕДЖМЕНТ
E-COMMERCE
В. Е. Лихтенштейн, В. И. Мардахаев
Электронная торговля
и оптимизационные компьютерные технологии ................ 14
В. Н. Бугорский, С. С. Судаков
Технологии поддержки виртуальных предприятий
сетевой экономики ........................................................... 23
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИЗНЕСА
Н. В. Гришина, С. А. Емельянов
Деловая разведка как разновидность
информационной работы .................................................. 34
IT В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММАХ
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
П. С. Желтухин, Г. А. Лавринов,
Е. Ю. Хрусталёв
Информационно-аналитическое обеспечение
создания наукоемкой продукции ...................................... 42
IT И ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
А. В. Юрков
Первый выпуск информатиков-экономистов
в Санкт-Петербургском государственном
университете ....................................................................51
В. В. Скачкова
Автоматизация бухгалтерского учета
в дипломных работах СПбГУ ............................................. 53
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ПОДГОТОВКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
А. Е. Хохлов
Практика подготовки специалистов для работы
с продуктами «1С» ........................................................... 56
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
А. А. Емельянов
Технология имитационного моделирования
в системе Pilgrim ..............................................................61
ЛАБОРАТОРИЯ
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Ю. Б. Рубин
Постановка задач имитационного тактического
моделирования наступательных конкурентных
действий .......................................................................... 84
А. А. Шевченко
Управление временем при проектировании
имитационных моделей ...................................................113
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
В. В. Мялицин, Б. Д. Шашков
Эффективность параллельной реализации
алгоритмов помехоустойчивого кодирования
Рида-Соломона .............................................................. 120
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
В. Е. Кацман
Метод многоуровневой декомпозиции
в экономических информационных системах .................. 130
АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК СТАТЕЙ .......140
Емельянов А. А.
Акперов И. Г.
Амбросов Н. В.
Бабошин А. В.
Бугорский В. Н.
Буянова Л. Н.
Власова Е. А.
Волкова В. Н.
Диго С. М.
Дик В. В.
Емельянов С. А.
Звонова А. Н.
Иванов Л. Н.
д. э. н., проф. —
главный редактор
д. э. н., проф.
д. э. н., проф.
к. э. н., проф.
д. э. н., проф.
д. э. н., проф.
к. э. н., проф.
д. э. н., проф.
к. э. н.
д. т. н., проф.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Коршунов С. В.
Литвинова О. А.
Нешвеев В. В.
Попов И. И.
Потемкин А. И.
Росс Г. В.
Рубин Ю. Б.
Салмин С. П.
Тельнов Ю. Ф.
Халин В. Г.
Хубаев Г. Н.
Чистов Д. В.
Шахов Э. К.
Шориков А. Ф.
к. т. н., проф.
к. э. н.
к. т. н., доц.
д. т. н., проф.
д. т. н., проф.
д. т. н., д. э. н., проф.
д. э. н., проф.
д. э. н., проф.
д. э. н., проф.
к. ф.-м. н., проф.
д. э. н., проф.
д. э. н., проф.
д. т. н., проф.
д. ф.-м. н., проф.
Стр.2
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
№ 3 2006
В. Н. Юрьев, И. А. Кульков
Информационные системы
в маркетинговой деятельности
В
условиях рыночной экономики руководству
предприятий необходимо
иметь оперативную и достоверную
информацию для принятия решений, связанных
с различными функциями маркетинга.
Маркетинговая
информация позволяет:
• получать конкурентные преимущества
на рынке;
• снижать финансовый риск и опасности
при выводе новых товаров на рынок;
• определять отношения потребителей
к товарам и фирме в целом;
• следить
за
изменениями
внешней
среды;
• координировать стратегию фирмы и
оценивать ее деятельность;
• повышать доверие потребителей к
рекламе товаров или услуг;
• увеличивать эффективность работы
предприятия.
Наиболее
типичные
управленческие
задачи, которые требуют информационной
поддержки, приведены на рис. 1.
Особенности
организации
информационного
обеспечения маркетинговой деятельности
требуют от руководителей и
специалистов-маркетологов учета специфики
действующей на предприятии системы
маркетинга, ориентации его на соответствующие
концепции.
Согласно классификации, данной Ф. Котлером
[6], всего в истории маркетинга имеется
пять глобальных концепций, на основе
которых коммерческие организации вели (и
ве дут) свою сбытовую деятельность.
1. Производственная концепция.
2. Товарная концепция.
3. Ориентация на сбыт.
4. Ориентация на потребителя.
5. Концепция социально-ответственного
маркетинга.
Рассмотрим их подробнее.
-
-
-
Рис. 1. Типичные задачи маркетинга
3
IT-бизнес Электронный маркетинг
-
-
Стр.3