Главный
редактор
Айшат Темирова
Нынешняя осень богата событиями, резко актуализировавшими тему качества образования, и в особенности – оценки качества. <...> Примечательно, что
лейтмотивом буквально всех обсуждений становилась
проблема развития механизмов и инструментов независимой оценки качества образования и профессионально-общественной аккредитации. <...> 9
актуальное интервью
– – содержание
Объединить усилия агентств Азиатско-Тихоокеанского
региона.........................................................................................9
Президент APQN Джаганнат Патил во время своего кратковременного пребывания
в Москве дал эксклюзивное интервью нашему журналу, в котором рассказал о
принципах и критериях работы APQN, ближайших планах по развитию системы
гарантий качества образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и
степени участия в этом российских организаций. <...> 29
международный проект
Зарубежная практика работы с экспертами
по оценке качества......................................................................29
Предлагаемый вашему вниманию материал продолжает тему анализа экспертной
деятельности в рамках процедур внешней независимой оценки качества образования,
затронутую в предыдущем выпуске «КО» в статье «Роль экспертов в независимой
оценке качества». <...> В текущей публикации рассматриваются подходы зарубежных
агентств к работе с экспертами на примерах международного фонда FIBAA и
британского агентства QAA. <...> 32
образовательный аудит
ПетрГУ: открывая новое, сохраняем традиции..........................32
36
электронное обучение
Электронное обучение: от идеи к эффективной реализации... <...> Массовые открытые онлайн-курсы сегодня
становятся предметом многочисленных дискуссий, в том числе о том, каковы
шансы у новых форм электронного обучения заменить традиционные кампусные
университеты. <...> ................................................................58
28 октября в пресс-центре РИА Новости прошла пресс-конференция с участием
министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, директора Центра <...>
Качество_образования_№8_2013.pdf
Дорогие читатели!
Главный
редактор
Айшат Темирова
Нынешняя осень богата событиями, резко актуализировавшими
тему качества образования, и в особенности
– оценки качества. Прошел почти год с момента,
когда Президент России дал поручение Правительству
Российской Федерации сформировать систему оценки
качества профессионального образования к концу 2014
года. К промежуточным результатам этой работы сегодня
приковано внимание и представителей образовательной
сферы, и государственной власти, и сторонних наблюдателей.
Оценка качества стала предметом напряженных
дискуссий – в том числе и на площадке парламентских
слушаний в Государственной Думе РФ, и на профессиональных
международных форумах. Примечательно, что
лейтмотивом буквально всех обсуждений становилась
проблема развития механизмов и инструментов независимой
оценки качества образования и профессионально-общественной
аккредитации.
Надо сказать, что участники многочисленных обсуждений
и споров пока не пришли к единому мнению, и
система не приобрела еще целостный облик, понятный
и представимый для всех участников образовательного
процесса. Но отрадно отметить, что процесс формирования
системы независимой оценки качества, в который
наш журнал старается внести посильный вклад своими
публикациями, постепенно начинает набирать обороты.
Кстати, в этом номере вы сможете ознакомиться как с
теоретическими и государственно-правовыми аспектами
данной темы, так и с практическим опытом конкретных
учебных заведений, которые решили воплотить в
своей деятельности новые пока формы образовательного
аудита.
В этом номере журнала мы также продолжаем
несколько тем, затронутых в предыдущих выпусках.
В частности, возвращаемся к разговору о массовых
открытых образовательных ресурсах, которые, по мнению
некоторых аналитиков, могут в недалеком будущем
составить конкуренцию традиционным формам трансляции
знаний.
Надеемся, что затронутые в журнале сюжеты будут
интересны для вас и станут подспорьем в вашей работе.
Стр.3
с держание
–
–
4
в фокусе
Экспертиза и аккредитация: путь к созданию
целостной системы.......................................................................4
В Москве прошел международный форум по вопросам
оценки качества и аккредитации программ профессионального
образования.
9
актуальное интервью
Объединить усилия агентств Азиатско-Тихоокеанского
региона.........................................................................................9
Президент APQN Джаганнат Патил во время своего кратковременного пребывания
в Москве дал эксклюзивное интервью нашему журналу, в котором рассказал о
принципах и критериях работы APQN, ближайших планах по развитию системы
гарантий качества образования в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и
степени участия в этом российских организаций.
14
государственная политика
Разговор о наболевшем..............................................................14
Независимая оценка качества: новый этап
становления системы..................................................................20
Издание 14 октября текущего года «Методических рекомендаций по проведению
независимой оценки качества работы образовательных организаций» (документ
вышел за подписью заместителя министра образования и науки РФ А.Б.Повалко)
на первый взгляд выглядит рядовым событием в административно-бюрократической
практике. Однако для тех, кто пристально наблюдает за формированием в России
национальной независимой системы оценки качества образования (НСОК),
появление министерской «методички» обозначает важную ступень данного непростого
процесса.
24
мнение
Особенности применения нового Федерального закона..........24
1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ). Но
не успел закон вступить в силу, как стало очевидно, что его надо
срочно менять.
29
международный проект
Зарубежная практика работы с экспертами
по оценке качества......................................................................29
Предлагаемый вашему вниманию материал продолжает тему анализа эксперт ной
деятельности в рамках процедур внешней независимой оценки качества образования,
затронутую в предыдущем выпуске «КО» в статье «Роль экспертов в независимой
оценке качества». В текущей публикации рассматриваются подходы зарубежных
агентств к работе с экспертами на примерах международного фонда FIBAA и
британского агентства QAA.
32
36
образовательный аудит
ПетрГУ: открывая новое, сохраняем традиции..........................32
электронное обучение
Электронное обучение: от идеи к эффективной реализации...36
Стр.4