Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Ушинский (Константин Дмитриевич, 1824 - 1870) - знаменитый русский педагог; родился в
Новгород-Северске; в родной семье получил хорошее воспитание; посещал местную гимназию, но на
выпускном экзамене потерпел неудачу. В 1840 г. Ушинский отправился в Москву и, выдержав экзамен,
поступил на юридический факультет университета. 22 лет от роду он был приглашен в ярославский
Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения. В 1850 г. он покинул лицей, не желая
подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в
Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д.А. Толстого ,
и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке
для Чтения". В 1855 г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре
стал инспектором. Не получив специально педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился с
педагогической литературой и уже в 1857 г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими
статьями. В 1859 г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте
лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта
преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся
обвинять Ушинского в неблагонадежности. Не смотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма
влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти
одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала
Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных
распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым
течениям в области народного образования. Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной
деятельности. Вместе с Пироговым он должен быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая
струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа
нужны были школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских
семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский
Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, он
остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци. Подобно
Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному
Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по
методике родного языка и до настоящего времени. Большое значение следует признать и за трудом
Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии" (2 т., СанктПетербург,
1868 - 1869). Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной
известностью. Не примыкая к последователям какой-либо определенной философской системы,
Ушинский рассматривает психические явления вполне самостоятельно и дает, между прочим, ценный
анализ чувствований. Труд этот остался неоконченным; Ушинский предполагал издать еще 3 том, в
котором хотел дать руководство по педагогике. Что касается общепедагогических взглядов Ушинского,
то он успел высказаться лишь по некоторым вопросам общей педагогики ("Собрание педагогических
статей", Санкт-Петербург, 1875). См. Ю. Рехневский "Вестник Европы" (1872, 2); П. Чалый
"Воспоминания об Ушинском" ("Народная Школа", 1872); А. Фролков "К. Д. У., его жизнь и
педагогическая деятельность" (Санкт-Петербург, 1893, серия Павленкова); А. Слепцов "Где искать
оснований здравой педагогики?" ("Современное Обозрение", 1868, 2); Н. Г. Дебольский "Опыт
разрешения некоторых педагогических вопросов" ("Семья и Школа", 1874, 11 и 1875, 2 и 3). В 1895 и
1896 гг., по случаю двадцатипятилетия со дня смерти Ушинского, появилось в журналах много статей о
нем.
Я. К.
Стр.1