Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 528379)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Япония: экономика и бизнес (396,00 руб.)

0   0
Первый авторБелов А. В.
ИздательствоСПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та
Страниц384
ID693196
АннотацияВ книге рассмотрены вопросы экономики и бизнеса в современной Японии, раскрыт их переходный характер. Предложена междисциплинарная концепция национальной модели экономики и бизнеса, которую можно применить к исследованию любой страны. Дано описание «японского экономического чуда» и причин замедления темпов экономического роста в начале 1990-х годов. Приведены характеристики экономической деятельности государства и регионов, предприятий и домохозяйств. Проанализированы конкретные примеры активности компаний на внутреннем рынке Японии. Исследованы черты внешнеэкономических связей и особенности японо-российской торговли. В результате дана краткая, емкая и точная характеристика экономики и менеджмента Японии, а также определены элементы японского опыта, применимого к развивающимся и переходным странам.
Кому рекомендованоКнига предназначена студентам бакалавриата, обучающимся по направлению «Мировая экономика». Может быть полезна студентам магистратуры, аспирантам и стажерам, а также слушателям курсов переподготовки и преподавателям — всем интересующимся вопросами мировой экономики, международного менеджмента и социально-экономической ситуацией в Японии.
ISBN978-5-288-05716-8
УДК330.3+338.1+339.9
ББК65.6+65.9(4/8)
Белов, А.В. Япония: экономика и бизнес [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / А.В. Белов .— СПб. : Изд-во С.‑Петерб. ун-та, 2017 .— 384 с. — ISBN 978-5-288-05716-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/693196

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Япония_экономика_и_бизнес.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Япония_экономика_и_бизнес.pdf
УДК 330.3+338.1+339.9 ББК 65.6+65.9(4/8) Б43 Ре це н з е н т ы: д-р ист. наук, проф. А. В. Филиппов (С.-Петерб. гос. ун-т), д-р экон. наук А. А. Белых (ПАО «Банк «Санкт-Петербург») Учебно-методической комиссии экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Печатается по решению Б43 Белов А. В. Япония: экономика и бизнес: учеб. пособие. — СПб.: Изд-во В книге рассмотрены вопросы экономики и бизнеса в современной Японии, С.-Петерб. ун-та, 2017. — 383 с. ISBN 978-5-288-05716-8 раскрыт их переходный характер. Предложена междисциплинарная концепция национальной модели экономики и бизнеса, которую можно применить к исследованию любой страны. Дано описание «японского экономического чуда» и причин замедления темпов экономического роста в начале 1990-х годов. Приведены характеристики экономической деятельности государства и регионов, предприятий и домохозяйств. Проанализированы конкретные примеры активности компаний на внутреннем рынке Японии. Исследованы черты внешнеэкономических связей и особенности японо-российской торговли. В результате дана краткая, емкая и точная характеристика экономики и менеджмента Японии, а также определены элементы японского опыта, применимого к развивающимся и переходным странам. Книга предназначена студентам бакалавриата, обучающимся по направлению «Мировая экономика». Может быть полезна студентам магистратуры, аспирантам и стажерам, а также слушателям курсов переподготовки и преподавателям — всем интересующимся вопросами мировой экономики, международного менеджмента и социально-экономической ситуацией в Японии. УДК 330.3+338.1+339.9 ББК 65.6+65.9(4/8) Автор благодарит Университет префектуры Фукуи (Япония) и ассоциацию выпускников экономического факультета СПбГУ «Содружество» за финансовую поддержку издания данной книги. ISBN 978-5-288-05716-8 © Санкт-Петербургский государственный университет, 2017
Стр.2
Оглавление Список сокращений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 Введение 7 Глава 1 Национальная модель экономики и бизнеса: культурные основы 11 1.1. Что такое национальная модель: кубик Рубика . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. Своеобразие японского общества: от географии до конституции . . 15 1.2.1. Географическое положение и природные условия . . . . . . . 16 1.2.2. Нация и язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 1.2.3. Религия и национальный характер . . . . . . . . . . . . . . . . 23 1.2.4. Ветви власти и организация общества . . . . . . . . . . . . . . 24 1.2.5. Конституция и попытки ее изменения . . . . . . . . . . . . . . 27 1.3. Культура как основа экономического поведения . . . . . . . . . . . . 30 1.3.1. Международные сравнения культурных особенностей . . . . 30 1.3.2. Характеристики деловой культуры Японии . . . . . . . . . . . 33 1.3.3. Герои бизнеса как представители деловой культуры . . . . . . 35 42 42 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Эволюция национальной модели и важнейшие периоды Глава 2 Эволюция национальной модели и важнейшие периоды экономической истории 2.1. Основные периоды исторического развития . . . . . . . . . . . . . . 43 2.2. Правление клана Токугава и международная изоляция: 1603–1868 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.3. Модернизация в эпоху Мэйдзи: 1868–1912 гг. . . . . . . . . . . . . . . 55 2.4. Первая и Вторая мировые войны: 1914–1945 гг. . . . . . . . . . . . . . 63 2.5. Американская оккупация Японии: 1945–1952 гг. . . . . . . . . . . . . 67 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 Глава 3 Макроэкономика и государство 74 3.1. Япония в зеркале международных сравнений: масштабы, структура и конкурентоспособность экономики . . . . . . . . . . . 75 3.2. Япония среди стран Азии: зарождение восточноазиатской экономической модели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 3.3. Послевоенная Япония: «экономическое чудо» . . . . . . . . . . . . . . 97 3.4. Функции государства и современная экономическая политика: 2012–2016 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111 3.4.1. Макроэкономическое регулирование: «Абэномика» . . . . . .112 3.4.2. Перераспределение: налоги и бюджет . . . . . . . . . . . . . . .116
Стр.3
3.4.3. Предоставление общественных услуг: образование . . . . . .126 3.4.4. Формирование институтов рынка: энергетика . . . . . . . . .131 143 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142 Глава 4 Микроэкономика и фирмы 4.1. Черты японских предприятий: дуализм, управление ресурсами, гибкость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144 4.2. Японский стиль менеджмента: «фундамент», «каркас», «крыша» . .150 4.3. Корпоративное управление: гибридная модель . . . . . . . . . . . . .154 4.4. Объединения компаний: реорганизация кэйрэцу . . . . . . . . . . . .166 4.5. Операционный менеджмент: развитие TPS, TQC, кайдзэн и т. д. . . .171 4.6. Малые и средние предприятия (МСП): проблемы, стратегии, поддержка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .177 4.7. Бизнес-ассоциации: виды и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . .187 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194 Глава 5 Микроэкономика и люди 195 5.1. Население Японии: демографический кризис . . . . . . . . . . . . . .196 5.2. Рынок труда: расширение нерегулярной занятости . . . . . . . . . .202 5.3. Доходы и благосостояние: расширение неравенства . . . . . . . . . .211 5.4. Социальное обеспечение: проблемы и решения . . . . . . . . . . . .217 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220 Глава 6 Мезоэкономика и регионы 221 6.1. Введение в экономическую географию Японии . . . . . . . . . . . . .222 6.2. Префектура Фукуи: пример «японской глубинки» . . . . . . . . . . .232 6.2.1. География, история, административное деление . . . . . . . .233 6.2.2. Население, экономика, особенности предприятий . . . . . . .237 6.2.3. Занятость, доходы и расходы, «уровень счастья» жителей . .240 6.3. Традиционная промышленность: функции региональных кластеров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 6.3.1. Производство тканей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .245 6.3.2. Оправы для очков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .248 6.3.3. Лаковая посуда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .256 Глава 7 Кейсы: примеры действий компаний 257 7.1. Kiyokawa Plating: из гаража в микроэлектронику . . . . . . . . . . . .257 7.2. Charmant: от оправ для очков к медицинским инструментам . . . .261 7.3. Sakurada: трикотаж, «план Гауди» и ткань для сердечных перегородок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266 7.4. Sharp: оживет ли японский зомби? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Стр.4
7.5. Fast Retailing и Uniqlo: «разрушение цен» или революция в рознице? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .273 7.6. Seven-Eleven Japan: крупнейший успех в розничной торговле . . . .277 7.7. Wal-Mart: трудная судьба на японском рынке . . . . . . . . . . . . . .280 7.8. Amazon Japan: второй интернет-ритейлер Японии . . . . . . . . . . .284 7.9. eBay: попытки продвижения аукционной торговли . . . . . . . . . .286 7.10. Louis Vuitton, Coach, Hermes etc.: что происходит на японском рынке предметов роскоши? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .289 7.11. Toyota и Lexus: трудности на внутреннем рынке . . . . . . . . . . . .293 7.12. NTT DoCoMo: после революции в мобильном интернете . . . . . .295 7.13. Xbox: успех везде, кроме Японии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .300 7.14. Schindler Elevators: действия в кризисной ситуации . . . . . . . . . .302 7.15. Toyota, Nissan, Honda: технологическая гонка на рынке гибридов . .306 Вопросы и задания (в порядке рассмотрения кейсов) . . . . . . . . . . .311 Глава 8 Мировая экономика и внешнеэкономические связи 312 8.1. Платежный баланс: главный инструмент анализа ВЭС . . . . . . . .313 8.2. Содержание ВЭС: движение товаров, капиталов, людей . . . . . . .317 8.3. Япония — Россия: история и современность . . . . . . . . . . . . . .327 8.3.1. Особенности анализа японо-российских экономических отношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .327 8.3.2. Становление торговли (1858–1945) . . . . . . . . . . . . . . . .329 8.3.3. Торговля в послевоенные годы (1945–1991) . . . . . . . . . . .332 8.3.4. Экономические связи в переходный период после распада СССР (1992 — начало 2000-х годов) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 8.3.5. Современный этап сотрудничества (2004–2016) . . . . . . . .340 8.3.6. Как развивать экономические отношения Японии и России? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .369 Вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .372 Заключение Рекомендуемая литература Использованная литература 373 377 377
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически