248 3 КОСМОС КУЛЬТУРЫ Арам Асоян РУССКИЙ «ОЧЕВИДЕЦ НЕЗРИМОГО» И ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАНОН Мы идем своей дорогой; если же нам хотят доказать связь нашу с кубофутуризмом, то мы скажем: «Если желаете искать связь нашей теории с бывшими до нас, ищите ее по всему миру и за все века искусства…» Павел Филонов Известный русский востоковед В.К. Шилейко, первый переводчик шумерских и аккадских текстов на русский язык, неординарный компаративист, занимавшийся сопоставлением начальных семи таблиц и сюжетов «Эпоса о Гильгамеше» с «Илиадой» Гомера, был убежден, что область совпадений едва ли не шире сферы заимствований и подражаний. <...> «Наиболь5 Арам Асоян шее соответствие между этими компонентами достигалось в своеобразных идеограммах богов, рассматривавшихся как отражение умозрительного представления о них»7. <...> Современник ху6 Русский «очевидец незримого» дожника, искусствовед и профессор Ленинградского университета И.И. Иоффе отмечал: «Филонов не знает воздушного пространства дали; у него все заполнено аналитическими элементами, и каждый элемент несет на себе функцию определенного смысла. <...> Убедительным примером верности этого наблюдения Тарабукина является «Сад Небамона», роспись из гробницы в Фивах (около 1400 г. до н.э., Британский музей), в которой вид пруда дан сверху, окружающие его деревья изображены фронтально, а пла7 Арам Асоян вающие в пруду рыбы нарисованы в профиль. <...> П.Д. Бучкин, выпускник Высшего художественного училища при Академии художеств, лауреат премии 1912 г. за серию офортов, вспоминал, как Филонов пояснял множественность точек зре8 Русский «очевидец незримого» ния в аналитическом искусстве: «Все реалисты рисуют картину так, – при этом он мелом нарисовал на доске угол дома, – вот около этого дома надо изобразить лошадь с телегой […] Представьте себе, что около угла дома есть дверь в магазин, – рисует дверь, – а из магазина выходит женщина с покупками, – рисует женщину. <...> Филонов рисует лошадь <...>
Культурология_№1_2015.pdf
УДК 008
ББК 71.0
К 90
Серия «Теория и история культуры»
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
Редакционный совет серии:
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, И.И. Ремезова – кандидат
философских наук
Ответственный редактор-составитель выпуска –
кандидат философских наук С.Я. Левит
Редакторы – кандидат филологических наук О.В. Кулешова,
кандидат философских наук И.И. Ремезова
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит.
науч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: Галинская
И.Л., гл. ред., и др. – М., 2015. – (Сер.: Теория и история
культуры / Ред. совет: Скворцов Л.В., пред., и др.). – 2015. – № 1
(72) / Ред.-сост. вып. Левит С.Я. – 261 с.
В сборнике рассматривается комплекс следующих проблем:
теория культуры, философия культуры, диалог культур,
культура повседневности, лексикон культурологии.
Different cultural problems are considered in this issue, such as:
theoretical problems of culturology; philosophy of culture, dialogue
of cultures, culture of the everyday life, history of ideas. Acquaintance
with ideas of culturologists is the main precondition of further
consideration of the great mystery – man and his culture. This issue
addressed to specialist in the field of culturology, philosophy, history
of culture, cultural and social anthropology.
ISSN 2073-5588
ББК 71.0
© ИНИОН РАН, 2014
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
КОСМОС КУЛЬТУРЫ
Арам Асоян. Русский «очевидец незримого» и древнеегипетский
канон ............................................................................................... 4
Николай Бердяев. Пикассо ............................................................ 26
МАГИЯ СЛОВА
Ю. Айхенвальд. Литературные силуэты....................................... 34
Ал. Лаврецкий. Взыскующий благодати (Ф.И. Тютчев: Поэт и
поэзия) .......................................................................................... 60
Вл. Соловьёв. Ф.И. Тютчев............................................................ 91
Б. Никольский. А.А. Фет.............................................................. 112
Ю. Айхенвальд. Поэзия Блока..................................................... 152
Ю. Иваск. Образы России в мире Марины Цветаевой............. 175
ПОЭТИКА СКАЗКИ
И. Осиновская. Поэтика сказки: Пряхи и башмачники............ 188
ЛЕКСИКОН КУЛЬТУРОЛОГИИ
В. Глебкин. Ацедия....................................................................... 216
В. Глебкин. Интеллигенция......................................................... 221
Кнабе Георгий Степанович .................................................... 248
3
Стр.3