Айхенвальд ПОЭЗИЯ БЛОКА Обычное деление поэзии на лирику, эпос и драму1 не вполне психологично: в сущности есть одна только поэзия – лирическая. <...> По аналогии с историей мироздания первичное состояние души тоже газообразно. <...> Если христианство велико потому, что «вс як ая душа – хр и - стиа нка »2, если существует некое естественное христианство, неписаное Евангелие, которое потом сказалось в Евангелии историческом; если существует некое естественное право3, от которого ведут свое происхождение все остальные права, права, тем более 152 Поэзия Блока правые, чем больше походят они на своего родоначальника, то существует и некая естественная поэзия, к которой и должны и хотят приближаться все поэзии вторичные, все литературы искусственные. <...> Если с такой точки зрения посмотреть на поэтический узор Александра Блока, то сейчас же увидишь там легкие следы первозданной лиричности. <...> Певец Прекрасной Дамы «перстами, легкими как сон»4, касается жизни, и жизнь от этого теряет свою грубую материальность и претворяется в эфирную субстанцию духа. <...> В своей автобиографии рассказывает он, что с детства набегали на него «лирические волны»5; он им отдавался, он пьянел от них, и так как у него с тех пор «душа туманам предана», то вот из этой пьяности и туманности одинаково рождаются и произведения завершенные, совершенные, и такие, которые еще не готовы, не зрелы, темны и незначительны, стихи-эмбрионы. <...> Айхенвальд та; между тем у нашего лирика последней насыщенности темпераментом и нет. <...> В самые минуты озаренных молитвословий, умиленного богослу154 Поэзия Блока жения Блок, зная свое непостоянство и колебания своей души, уже боится, что он не останется верен своей иконе, своей Мадонне. <...> Его закружила мете ль жизни , та снежная вьюга, которую он так часто поминает, и Богу неведомому, Незнакомке, начал приносить он свои шаткие молитвы, а она прихотливо меняла свои облики и являлась ему то как упавшая с неба голубая звезда, то как Мария <...>