Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник культурологии  / №1 2015

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СИЛУЭТЫ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАйхенвальд
АвторыСапов В.В.
Страниц26
ID473342
АннотацияБаратынский известен в русской литературе как поэт мысли. Не то чтобы у него была какая-нибудь одна господствующая идея, которая придавала бы его поэзии характер глубокой и оттого прекрасной односторонности. Правда, как мы увидим дальше, центральным идейным ядром, вокруг которого обволакиваются остальные его поэтические замечания, можно считать постоянную мысль о человеческом счастье и о коренной недоступности его для нас.
Айхенвальд, Ю. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СИЛУЭТЫ / Ю. Айхенвальд, В.В. Сапов // Вестник культурологии .— 2015 .— №1 .— С. 34-59 .— URL: https://rucont.ru/efd/473342 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Айхенвальд ЛИТЕРАТУРНЫЕ СИЛУЭТЫ Баратынский Баратынский известен в русской литературе как поэт мысли. <...> Баратынский вообще претворяет свои ощущения в разум, он вообще неустанно думает, и как алмазные искры там и здесь вспыхивают в его творчестве красивые мысли, неожиданные обобщения людского опыта. <...> Она потеряла значительную долю «здешних чувственных 34 Литературные силуэты примет», но зато дала сознанию восторг неожиданных откровений, трепетную радость понимания и приобщила его к замыслу Вселенной. <...> В этом отношении, в этом избытке умного, Баратынский похож на Гёте, и характерно, что именно он посвятил мудрейшему из поэтов мудрые и глубокие стихи1. <...> Таково «необщее выражение», которое запечатлелось на интеллигентном лице его музы2. <...> Эта насыщенность мыслью, отличающая поэзию Баратынского, находится в органической связи с тем, что свою сосредоточенную думу он выражает необыкновенно сжато, гармонически воплощает ее в такое же сосредоточенное слово. <...> Айхенвальд ным взглядом слово оживает в своей внутренней красочности, обнаруживает всю незамеченную прежде глубину своего смысла и звучит во всю полноту своего звука. <...> Их окра36 Литературные силуэты шенная оболочка доступна уже резцу, органу, кисти; и за чувственную грань ее видимости и звучности могут, по Баратынскому, и не переступать ваятель, музыкант, художник, – но поэт, вещатель слова, невольно и необходимо должен быть мыслителем и от живых волнений жизни уноситься по ту сторону явного мира. <...> А поэт лишь в редкие минуты весенней радости, когда его душа с ручьем – ручей и с птичкой – птичка, «забвенье мысли пьет» и освобождается от своей строгой властительницы. <...> Таким образом, Баратынский как бы считает мысль не личной особенностью своего поэтического гения, а родной стихией всех поэтов вообще. <...> Он возвышается над явлениями, он живет во внутреннем мире, и может быть, одна только Италия с башнями Ливурны зовет его к себе, и хочется ему увидеть поэтические <...>