Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 497868)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики (297,00 руб.)

0   0
Первый авторУманская Т. М.
АвторыСеливерстов В. И.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц305
ID325088
АннотацияВ данном учебнике освещаются вопросы строения нервной системы, ее формирование в разные периоды развития ребенка, а также причины возникновения, механизмы течения и остаточные проявления неврологических заболеваний. Особое внимание уделяется тем заболеваниям, которые могут привести к нарушениям психофизического развития ребенка.
Кем рекомендованоУМО по образованию в области подготовки педагогических кадров качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
Кому рекомендованоУчебник предназначен для бакалавров специального дефектологического образования, а также для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов.
ISBN978-5-691-02135-0
УДК376:616.8
ББК74.3:56.12
Уманская, Т.М. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики : [учеб. пособие] / ред.: В.И. Селиверстов, Т.М. Уманская .— М. : ВЛАДОС, 2015 .— 305 с. : ил. — (Коррекционная педагогика (бакалавриат)) .— ISBN 978-5-691-02135-0

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Нейрогуморальное регулирование и его особенности у детей. <...> Медико-педагогический анализ психофизических нарушений у детей . <...> Нервная система в ней осуществляет ру ководящую роль, обеспечивая посылку нервных импульсов к речевой мускулатуре периферического артикуляционного аппарата. <...> Нейрогуморальное регулирование и его особенности у детей 11 период, за который отдельные органы анатомических систем, входящих в данную функциональную систему, приспособляются выполнять не свойственную для них функцию. <...> Нейрогуморальное регулирование и его особенности у детей Организм человека — это сложное многоклеточное образование, которое нуждается в регулировании. <...> Этот процесс совершается на всем пути от периферических воспринимающих аппара тов до высших областей в коре большого мозга. <...> Термин рефлекторная дуга обозначает нейронную цепь, идущую от периферического рецептора через центральную нервную систему к периферическому эффектору. <...> Морфологическим субстратом рефлекса является рефлекторная дуга, которая образована как минимум двумя нейронами: чувствительным и двигательным. <...> Рефлекторная дуга безусловных рефлексов замыкается на уровне спинного и головного мозга. <...> Нервные клетки такой нервной системы мало напоминают нейроны позвоночных. <...> Структурно, строго говоря, трубчатый вид имеет только спинной мозг. <...> Построенная по экранному принципу кора больших полушарий содержит не только специфические проекционные (соматочувствительные, зри тельные, слуховые и т.д.), но и значительные по площади ассоциативные зоны. <...> Из туловищного отдела мозговой трубки образуется спинной мозг, а из головного отдела — головной мозг. <...> Из перво го мозгового пузыря в последующем образуется полушария головного мозга, из второго — промежуточный мозг, из третьего — средний мозг, из четвертого — мост мозга и из пятого пузыря — продолговатый мозг. <...> Полушария головного мозга становятся самой большой частью нервной системы, происходит <...>
Невропатология_(1).pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Невропатология_(1).pdf
УДК 376/616.8 ББК 74.3:56.12 У521 Руководитель издательской программы подготовки учебников и учебных пособий по коррекционной педагогике и специальной психологии для выс ших и средних специальных учебных заведений — лауреат Государственной премии в области образования Российской Федерации, заслуженный работ ник высшей школы Российской Федерации профессор В.И. Селиверстов Уманская Т.М. У521 Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики : Учеб. пособ. для студентов-бакалавров высших учебных заведений дефектологических факультетов / Под общ. ред. В.И. Селиверстова / Т.М. Уманская. — М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 296 с. : ил. ISBN 978-5-691-02135-0 Агентство CIP РГБ В данном учебнике освещаются вопросы строения нервной системы, ее формирование в разные периоды развития ребенка, а также причины возникновения, механизмы течения и остаточные проявления неврологическиз заболеваний. Особое вни мание уделяется тем заболеваниям, которые могут привести к на рушениям психофизического развития ребенка. Учебник предназначен для бакалавров специального дефектологического образования, а также для студентов дефекто ло гических факультетов педагогических вузов. УДК 376/616.8 ББК 74.3:56.12 © Уманская Т.М., 2015 © ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015 ISBN 978-5-691-02135-0 Учебное издание Уманская Татьяна Моллаевна НЕВРОПАТОЛОГИЯ Естественнонаучные основы специальной педагогики Учебное пособие для вузов Под редакцией профессора В.И. Селиверстова Зав. редакцией А.И. Павлова, зав. художественной редакцией И.В. Яковлева, компьютерная верстка С.В. Иванцов Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000. Подписано в печать 31.07.2014. Формат 60 90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 19,0. Тираж 5 000 экз. (1-й завод 1–500 экз.). Заказ № Тел./факс: (495) 984-40-21, 984-40-22, 940-82-54 Email: vlados@dol.ru http://www.vlados.ru 142300, Московская область, г. Чехов, ул. Полиграфистов, д.1 Сайт: www.chpd.ru, E-mail: salеs@chpk.ru 8(495) 988-63-76, т/ф. 8(496) 726-54-10 Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография» Филиал «Чеховский Печатный Двор» Гуманитарный издатель ский центр ВЛА ДОС. 119571, Мо с к ва, а/я 19. © Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
Стр.2
Оглавление Значение невропатологии для дефектологии . . . . . . . . . . . . . . . 6 Глава 1. Регулирующие системы и их взаимодействие. . . . . . . 9 1.1. Анатомо-физиологические системы организма . . . . 9 1.2. Нейрогуморальное регулирование и его особенности у детей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.3. Роль нервной системы в регулировании компенса торных механизмов организма . . . . . . . . . 13 1.4. Рецепторы и эффекторы, их взаимосвязь . . . . . . . . . 14 Глава 2. Онтогенез нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2.1. Эволюция нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 2.2. Развитие нервной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 2.3. Понятие о критических периодах в развитии нервной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Глава 3. Структура и функции отделов мозга . . . . . . . . . . . . . . 26 3.1. Общий обзор нервной системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 3.2. Нервная ткань. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 3.2.1.Нервная клетка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 3.2.2. Нейроглия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 3.2.3. Электрические процессы в нейронах . . . . . . . . . . . 35 3.2.4. Синапсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 3.3. Спинной мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 3.4. Головной мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.4.1. Продолговатый мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 3.4.2. Мост мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59 3.4.3. Средний мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 3.4.4. Промежуточный мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 3.4.5. Полушария головного мозга. . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 3.4.6. Мозжечок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 3.5. Периферическая нервная система. . . . . . . . . . . . . . 100 3.6. Вегетативная нервная система. . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Стр.3
4 Оглавление Глава 4. Функциональные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 4.1. Значение функциональных систем . . . . . . . . . . . . . 120 4.2. Учение П.К. Анохина о функциональных системах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122 4.3. Роль функциональных систем в интегративной деятельности мозга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124 Глава 5. Высшая нервная деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 5.1. Основные физиологические процессы в нервной системе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127 5.2. Нейрофизиологические механизмы сна . . . . . . . . . 132 5.3. Типы высшей нервной деятельности. . . . . . . . . . . . 138 5.4. Сенсорные системы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Глава 6. Нейрофизиологические механизмы психических процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 6.1. Взаимодействие коры и подкорковых структур. . . 145 6.2. Основные типы нейрофизиологических механизмов психической деятельности . . . . . . . . . 147 6.3. Особенности компенсации утраченных функций. . . 153 Глава 7. Основные законы деятельности нервной системы. . . 157 7.1. Основные законы деятельности нервной системы: принципы структурности, детерминизма, анализ и синтез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 7.2. Динамический стереотип . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158 7.3. Учение А.А. Ухтомского о доминанте . . . . . . . . . . 160 7.4. Значение биологических ритмов . . . . . . . . . . . . . . . 161 Глава 8. Возрастные особенности функционирования мозга ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 8.1. Характеристика основных этапов развития ребенка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 8.2. Мозг как саморазвивающаяся система . . . . . . . . . . 168 Глава 9. Причины нервных болезней. Методы исследования нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 9.1. Причины нервных болезней . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 9.2. Вспомогательные мето ды исследования . . . . . . . . . 173 9.3. Томографические методы исследования мозга. . . . 181 Глава 10. Функциональные болезни нервной системы. . . . . . 184 10.1. Неврастения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 185 10.2. Неврозы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 10.3. Истерия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189
Стр.4
Оглавление 5 Глава 11. Органические заболевания нервной системы . . . . . 194 11.1. Воспалительные заболевания нервной системы . . . 194 11.2. Сосудистые заболевания головного мозга . . . . . . . 211 11.3. Травматические повреждения головного мозга . . . 217 11.4. Опухолевидные заболевания . . . . . . . . . . . . . . . . . 220 11.5. Интоксикационные заболевания . . . . . . . . . . . . . 223 11.6. Наследственные заболевания. . . . . . . . . . . . . . . . . 229 11.7. Пороки развития нервной системы . . . . . . . . . . . . 235 11.8. Детский церебральный паралич . . . . . . . . . . . . . . 240 11.9. Гидроцефалия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 248 11.10. Эпилепсия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 11.11. Минимальная мозговая дисфункции . . . . . . . . . 261 Глава 12. Медико-педагогический анализ психофизических нарушений у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 Глава 13. Речевые нарушения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 13.1. Алалия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 276 13.2. Афазия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 13.3. Дизартрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 282 13.4. Заикание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 13.5. Нарушение письменной речи. . . . . . . . . . . . . . . . . 288 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292 Краткий словарь терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 293
Стр.5