Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР Министерство образования и науки Российской Федерации Московский педагогический государственный университет Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Рекомендовано УМО по образованию в области подготовки педагогических кадров в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование» Москва 2012 УДК 376.1.956.263 ББК 74.3 Р17 Рецензенты: д. психол. н., профессор Богданова Т.Г., к.п.н., профессор Яхнина Е.З. <...> Речицкая Е.Г. Р17 Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. <...> Уровень интеллектуальной готовности к обучению в школе глухих учащихся с ЗПР . <...> Общая характеристика индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи . <...> Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах . <...> Структура динамической диагностики глухих учащихся с ЗПР младших классов . <...> В своевременной психолого-педагогической помощи нуждаются и дети с комплексными нарушениями, к числу которых относятся глухие дети с задержкой психического развития (ЗПР). <...> Уделяется внимание проблеме речевого развития глухого ребенка с задержкой психического развития. <...> Авторы представляют программу развития познавательной сферы у глухих детей с ЗПР младших классов на индивидуальных коррекционных занятиях, а также речевого слуха и формирования 4 произносительной стороны речи. <...> При реализации программы были отобраны и апробированы применительно к контингенту учащихся методики комплексной диагностики <...>
Коррекционная_работа_по_развитию_познавательной_сферы_глухих_учащихся_с_задержкой_психического_развития_(1).pdf
УДК 376.1.956.263
ББК 74.3
Р17
Рецензенты:
д. психол. н., профессор Богданова Т.Г.,
к.п.н., профессор Яхнина Е.З.
Речицкая Е.Г.
Р17
Коррекционная работа по развитию познавательной сферы
глухих учащихся с задержкой психического развития /
Речицкая Е.Г., Гущина Т.К. — М. : Гуманитарный изд.
центр ВЛАДОС, 2012. — 127 с. — (Коррекционная педагогика).
ISBN
978-5-691-01865-7.
Агентство CIP РГБ.
В пособии рассматриваются особенности познавательной сферы глухих
детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
В нем описаны диагностические методики, процедура динамического
обследования, представлены основные направления коррекционной
работы, способствующей развитию психических функций глухих детей
с задержкой психического развития на индивидуальных занятиях.
Для специалистов и учителей, работающих в специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждениях, студентов дефектологических
факультетов.
УДК 376.1.956.263
ББК 74.3
ISBN 978-5-691-01865-7
© Речицкая Е.Г., Гущина Т.К., 2012
© Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012
Стр.2
Оглавление
Введение ................................................................... 4
Глава 1. Теоретико-методологические основы
психолого-педагогического изучения детей
с задержкой психического развития ............................. 6
1. Классификация, характеристика учащихся
с задержкой психического развития ...................... 6
2. Методы изучения познавательной сферы
глухих учащихся с задержкой психического
развития .......................................................... 19
Глава 2. Особенности развития познавательной сферы
глухих детей с задержкой психического развития ......... 31
1. Характеристика состава учащихся .................. 31
2. Уровень интеллектуальной готовности
к обучению в школе глухих учащихся с ЗПР ........ 45
Глава 3. Содержание индивидуальных коррекционных
занятий с глухими детьми, имеющими
задержку психического развития ........................ 63
1. Общая характеристика индивидуальных
занятий по развитию речевого слуха
и формированию произносительной
стороны речи .................................................... 63
2. Развитие познавательной сферы глухих
учащихся с задержкой психического развития
на индивидуальных коррекционных занятиях
в младших классах ........................................... 70
3. Структура динамической диагностики
глухих учащихся с ЗПР младших классов ............ 93
Заключение ............................................................103
Рекомендуемая литература .......................................106
Приложения ...........................................................111
3
Стр.3