Методический портфель
С. Г. Плеханова, Новосибирск
42
Новосибирск космический
Методическая разработка
Жизнь замечательных идей
С. А. Лапковская, Новосибирск
49
Жизнь в состоянии творческого
вдохновения
Комментарии к 4-й странице
обложки
Письма, рецензии, обзоры, комментарии
В. В. Бородавченко,
г. Тогучин,
Новосибирская область
Н. В. Петрова, Новосибирск
59
54
Фестивали районного уровня,
специфика их подготовки и
проведения
Рецензия. Полет Жар-птицы.
Горизонты мультипликационной
педагогики
Блокнот педагога
25
Георгий Васильевич Свиридов:
композитор, философ, педагог
(к 100-летию со дня рождения)
Сообщают наши корреспонденты
М. С. Русанова, Новосибирск
18
Творческая встреча, посвященная
памяти почетного жителя г. Новосибирска,
академика В. П. Казначеева
А.
А. Иванченко, Новосибирск
41
Инструментально-диагностическое
обеспечение внеурочной деятельности
школьников
в условиях реализации ФГОС
Внимание: анонс
60
Победители заочного этапа Всероссийского
конкурса «Сердце
отдаю детям»
обновленного терминологического поля
Стр.1
В номере:
Из первых рук
Воспитание вкуса — стратегический
ориентир общекультурного
развития личности
Рабочий стол замдиректора
ФГОС основного общего
образования в системе работы
классных руководителей
Трибуна мнений
Эколого-культурная социализация
младших школьников
К совершенствованию исследовательского
метода обучения
Актуальный репортаж
Горизонт всегда впереди
К завершению курса обучения в группе профессиональной
переподготовки
23
Л. В. Черникова, г. Новосибирск
19
Н. А. Степаненко,
г. Искитим,
Новосибирская область
9
Р. В. Филиппов, Е. Н. Галичева,
И. В. Репкина,
г. Новосибирск
4
Л. И. Боровиков, Новосибирск
Профессия: социальный педагог
Воспитательная работа в открытой
социальной среде
Диагностика. Профилактика. Коррекция
Одаренные дети
Программа для одаренного ребенка:
тьюторская поддержка педагога
34
Н. В. Горякина, Л. И. Боровиков
г. Искитим,
Новосибирская область
Вкладка в середине журнала: вариант построения
30
Н. А. Рыбакова, г. Новосибирск
Стр.2
Методический портфель
С. Г. Плеханова, Новосибирск
42
Новосибирск космический
Методическая разработка
Жизнь замечательных идей
С. А. Лапковская, Новосибирск
49
Жизнь в состоянии творческого
вдохновения
Комментарии к 4-й странице
обложки
Письма, рецензии, обзоры, комментарии
В. В. Бородавченко,
г. Тогучин,
Новосибирская область
Н. В. Петрова, Новосибирск
59
54
Фестивали районного уровня,
специфика их подготовки и
проведения
Рецензия. Полет Жар-птицы.
Горизонты мультипликационной
педагогики
Блокнот педагога
25
Георгий Васильевич Свиридов:
композитор, философ, педагог
(к 100-летию со дня рождения)
Сообщают наши корреспонденты
М. С. Русанова, Новосибирск
18
Творческая встреча, посвященная
памяти почетного жителя г. Новосибирска,
академика В. П. Казначеева
А.
А. Иванченко, Новосибирск
41
Инструментально-диагностическое
обеспечение внеурочной деятельности
школьников
в условиях реализации ФГОС
Внимание: анонс
60
Победители заочного этапа Всероссийского
конкурса «Сердце
отдаю детям»
обновленного терминологического поля
Стр.3
Из первых рук
Леонид Иванович Боровиков,
главный редактор журнала «ВиДО»,
профессор кафедры педагогики и психологии НИПКиПРО,
кандидат педагогических наук
Воспитание вкуса — стратегический ориентир
общекультурного развития личности
Стратегия развития воспитания
на период до 2025 года, утвержденная
Правительством Российской
Федерации 29 мая 2015 года, не содержит
в своем понятийно-терминологическом
аппарате категории
«вкус». Не упоминается этот стратегический
целевой ориентир воспитания
и в принятой 4 сентября
2014 года Концепции развития дополнительного
образования детей.
Почему? Смеем предположить, что
наиважнейшей причиной здесь выступает
вековечное «На вкус и цвет
товарищей нет». И действительно,
содержательно-смыслового консенсуса
в вопросе о воспитании высоких
культурно-художественных вкусов
достичь сегодня крайне непросто.
Но для практической педагогики он
должен иметь единообразную фактологическую
конкретику [1]. Едва
ли требуемую методико-педагогическую
ясность в данном вопросе обеспечат
нам интенсивно создаваемые
сегодня программы, модели и технологии
воспитания. Здесь нужна
специально организуемая практика
воспитания культурных вкусовых
предпочтений у обучающихся самых
различных возрастных и социальных
групп, реализующих свою жизненную
творческую энергию в тех
или иных конкретных видах художественной
деятельности.
Думается, что к окончанию 2025
года мы едва ли сможем в полном
объеме разрешить обозначенную
проблему, которая, кстати говоря,
пусть в самых общих чертах, но все
же обозначена в тексте недавно принятого
в России документа «Основы
государственной культурной политики».
Тем не менее, уже сегодня
необходимо развернуть активную
поисково-экспериментальную деятельность
среди опытных специалистов-исследователей
и педагогов-практиков
по созданию исконно
отечественного варианта «вкусологии»
— особого направления в теории
и методике воспитательной работы,
нацеленного на эффективное
освоение обучающимися традиционных
культурно-художественных
идей и ценностей многонациональной
России. Массовому учительству,
начинающим и менее опытным педагогам-практикам,
на наш взгляд,
с этой теоретико-методической проблемой
едва ли справиться. Им для
поддержания адекватного профессиВоспитание
и дополнительное образование в Новосибирской области № 3 июль—сентябрь 2015 г.
4
Стр.4
Из первых рук
онального тонуса в данном вопросе
сейчас нужны простые, яркие и методически
убедительные подходы,
извлеченные из успешно апробированного
в эксперименте культурно-воспитательного
опыта. В конечном
же счете, всему российскому
сообществу творчески работающих
педагогов-воспитателей скоро понадобится
широко разветвленная
система тьюторского методического
сопровождения процесса «выращивания»
высших культурно-художественных
предпочтений у детей,
подростков и старшеклассников.
Причем система понадобится не абстрактно-умозрительная,
а практико-ориентированная,
устремленная
на вполне реальные, вытекающие из
фактов жизни проблемы воспитания
вкуса обучающихся. В противном
случае, провозглашенная в нормативно-правовых
документах ФГОС
«культура личности обучающихся»
может оказаться «обескрыленной»,
безнадежно увязшей в безвкусице
низкопробных образцов массовой
эрзац-культуры.
Для успешного осуществления
творческой поисковой работы с
различными вкусовыми проявлениями
обучающихся любому практическому
педагогическому работнику
(помимо наличия собственного
сформированного вкуса!) сегодня
необходимы будут междисциплинарные
— фундаментальные и прикладные
— знания из области художественной
педагогики, психологии
творчества, общей культурологии и,
конечно же, различных направлений
искусствознания. Но, к сожалению,
истинной гармонии обозначенных
междисциплинарных начал мы не
обнаруживаем сегодня у большинства
российских педагогов-практиков.
Имеющиеся
диссертационные
исследования
по данной теме, как
правило, задают весьма высокий
вектор теоретического академизма.
Но такое аналитическое знание
только малой частью сопрягается с
фактами живого практического педагогического
опыта. А значит, методико-психологическое
своеобразие
успешного воспитания высоких
культурно-художественных вкусов
и предпочтений обучающихся так и
остается тайной за семью печатями.
Вкус и безвкусица — это две противоположные
модели культурно-художественного
бытия личности.
Они самым парадоксальным
образом уживаются в эклектичном
укладе нашей сегодняшней жизни.
При этом безвкусица разрушительным
образом действует на растущую
личность, а высокие культурно-художественные
ценности, особенно
усвоенные с юных лет, напротив, побуждают
ребенка, подростка, старшеклассника
к непрерывному творческому
самосозиданию и развитию.
Исключительно точно эту закономерность
социального бытия творчески-ориентированной
личности
сформулировал в своих записных
книжках 1974 года выдающийся отечественный
психолог А. Н. Леонтьев.
«Психология личности, — отмечал
он, — психология драматическая.
Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области № 3 июль—сентябрь 2015 г.
5
Стр.5
Из первых рук
Почва и центр этой драмы — борьба
личности против своего духовного
разрушения. Эта борьба никогда
не прекращается. Суть в том,
что существуют эпохи ее заострения»
[2, с. 241].
Вот уже более 40 лет прошло с
той поры, когда Алексей Николаевич
Леонтьев сформулировал фактически
для нас, сегодняшних, эту
предельно важную социокультурную
закономерность жизни. Личностно-ориентированная
педагогика
и, в частности, современная
теория и методика инновационной
воспитательной работы, казалось
бы, должны были за эти годы
создать многочисленные вариативные
схемы эффективного культурно-художественного
развития
растущей личности в специфических
условиях жесткого противостояния
духовно-созидающих сил
и деструктивно-разрушительных
тенденций. Но, к сожалению, этого
не произошло. А значит, до сегодняшнего
дня мы все еще находимся
в самом начале методико-педагогического
поиска.
В чем же конкретно должна выражаться
опытно-поисковая деятельность
практических педагогических
работников по созданию ими эффективной
системы воспитания у
подрастающего поколения россиян
высоких культурно-художественных
предпочтений? Не претендуя на
исчерпывающий ответ, попытаемся
сформулировать несколько предварительных
теоретико-методических
указаний, имеющих, как нам представляется,
немаловажное психолого-педагогическое
значение.
Начнем с удивительного методико-воспитательного
парадокса. Дело
в том, что процесс сознательного
воспитания у обучающихся высоких
культурно-художественных предпочтений
не обнаруживает свою фактологическую
результативность в
краткосрочной перспективе. Результативность
такой работы дает о себе
знать только лишь в среднесрочном
либо дальнесрочном отрезке времени.
Поэтому строго статистическому
измерению феномен культурно-художественного
вкуса, в сущности,
не доступен. Вкус — это сугубо качественная
характеристика индивидуального
опыта. Это особое личностно-интегративное
свойство,
обретаемое ценой взаимообращенных
сознательных усилий как со стороны
воспитуемых, так и со стороны
взрослых — прежде всего родителей
и, конечно же, специально подготовленных
педагогов-воспитателей.
В долгосрочном психолого-педагогическом
прогнозе представляется
особо важным то обстоятельство,
что, будучи сформированным, высокий
культурно-художественный
вкус становится
для
конкретной
личности непреложным внутренним
императивом, в значительной мере
определяющим логику ее социокультурного
развития.
Анализ лучшего опыта воспитательной
работы с творчески одаренными
детьми убеждает, что широкоупотребительный
в массовом
педагогическом обиходе термин «приВоспитание
и дополнительное образование в Новосибирской области № 3 июль—сентябрь 2015 г.
6
Стр.6