Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филолологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе (СУНЦ УрФУ)
Н. А. Воробьева — кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
С. А. Еремина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Локоткова — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
И. Б. Ворожцова — доктор педагогических наук, профессор (УдГУ, Ижевск)
Б. Ф. Егоров — доктор филологических наук, профессор (СПбИИ РАН, г. Санкт-Петербург)
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва)
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор (университет штата Колорадо, США)
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г. С. Меркин — доктор педагогических наук, профессор (СмолГУ, Россия)
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия, г. Слупск, Польша)
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Е. А. Рябухина — доктор педагогических наук, профессор (ПГГПУ, г. Пермь)
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
(Институт развития образования Удмуртской республики)
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
Т. А. Сутырина — доктор педагогических наук, профессор (УИСО — филиал РГСУ, г. Екатеринбург)
Н. П. Терентьева — доктор педагогических наук, профессор (ЧГПУ, г. Челябинск)
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2016
© Филологический класс, 2016
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 3(45)/2016
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Бекасова Е. Н. «Источник учительный»: значимость книжного знания
в формировании человеческой цивилизации................................................................ 7
Жучкова А. В. Нравственный аспект образа «маленького человека»
в «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»……………….………………... 12
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Чудинова А. Р. Формирование ценностного отношения к русскому языку
в старших классах в процессе дискуссии ……………...………………………….….. 21
Ситникова Ю. Б. Современные технологии организации урока
внеклассного чтения (сказка Е. Клюева «Разводной мост»)…………………............ 24
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Пелихов Д. А. Изучение польско-русских фонетических соответствий
при подготовке учащихся к лингвистическим олимпиадам ………………………... 29
Капленко В. Н.Онегин и компьютер:
возможности табличного редактора при изучении литературы…………………….. 35
Хорохордина О. В., Вознесенская И. М., Колесова Д. В., Шкурина Н. В.
Вариативность речевой реализации коммуникативной стратегии рассуждения:
лингвометодическое исследование ………………………………............................... 42
ИДЕТ УРОК
Гутрина Л. Д. Физиология, история и поэзия:
творчество Марии Степановой на уроках литературы в старших классах ………... 49
Анохина Н. Е.Урок-знакомство: Артур Гиваргизов.
Изучение современной детской литературы в 5 классе……………………………... 54
ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XX ВЕКА
Барковская Н. В., Юркина А. Н. «С полурусского, полузабытого...»:
выбор языка как психологическая проблема эмигранта ……………………………. 58
Дубровских Т. С. Проблема художественного синтеза
в малой прозе Н. Асеева …………................................................................................. 63
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Большакова А. Ю. «К самим вещам!»
Феноменологические основания современного литературоведения ………………. 68
Литовская М. А., Чжу Ихань. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие»
глазами читателя из Тайваня…………………………………………………………... 75
ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАРУБЕЖНУЮ КЛАССИКУ
Турышева О. Н., Попова К. В. Любовь к учителю:
Шарлотта Бронте в письмах к К. Эже ………………………………………………... 82
Поршнева А. С. «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана
и ранний немецкий романтизм ………………………………………………………... 91
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Ковтун Н. В. Первый Международный Сибирский филологический форум:
итоги и перспективы …………………………………………....................................... 98
Стр.3
PHILOLOGICAL CLASS, № 3(45)/2016
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Bekasova E. N. The «source of teaching»: the significance of booklore
for the formation of human civilization............................................................................. 7
Zhuchkova A. V. The moral aspect of the image of the «little man»
in «The Tales of The Late Ivan Petrovich Belkin»……………………………………… 12
EDUCATIONAL TECHNIQUES
Chudinova A. R. Formation of value-oriented attitude toward Russian language
among high school students by the means of discussion………………………………... 21
Sitnikova J. B. Modern methods in organization of a lesson
of extracurricular reading (E. Klyuev’s fairytale «Drawbridge»)……………………….. 24
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Pelikhov D. A. A study of cases of phonetic correspondences
in the Russian and Polish languages in preparing students for linguistics olympiads…... 29
Kaplenko V. N. Onegin and computer:
the potential of Excel table editor in studying literature………………………………… 35
Khorokhordina O. V., Voznesenskaya I. M., Kolesova D. V., Shkurina N. V.
Variability in speech implementation of communication strategy
of reasoning: linguistic and tutorial research ………………………………………...
42
A LESSON IN PROGRESS
Gutrina L. D. Physiology, history and poetry:
Maria Stepanova’s works at literature lessons in high school …………………………... 49
Anokhina N. Ye. Lesson as acquaintance:
Arthur Givargizov. The study of modern literature for children in the 5th grade ………. 54
THE TRAJECTORIES OF LITERARY PROCESS OF XX CENTURY
Barkovskaya N. V., Yurkina A. N. «From semi-Russian, half-forgotten...»:
language alternative as a psychological problem of the emigrants ……………………... 58
Dubrovskikh T. S. The problem of artistic synthesis in the short stories
by Nikolai Aseev …………………………....................................................................... 63
FROM A SCHOLAR’S DESK
Bolshakova A. Yu. «Towards an Essence of Things!».
The phenomenological approach in the modern literary criticism …………………… 68
Litovskaya M. A., Ju Yichan. «The Dawns Here Are Quiet» by Boris Vasilyev
through the eyes of the reader from Taiwan……………………………………………... 75
REREADING WORLD CLASSICAL LITERATURE
Turysheva O. N., Popova К. V. Love to the teacher:
Charlotte Brontё in letters to Constantinе Heger………………………………………... 82
Porshneva A. S. E.T.A. Hoffmann’s «The Nutcracker»
and the early German romanticism …..……………………………...………………….. 91
REVIEWS
Kovtun N. V. I International Siberian Philological Forum:
results and prospects ……….……………………………………………………………. 98
Стр.5