Ежемесячный журнал
образование
2009
Высшее
3
События
С заседания коллегии Рособразования 3
Императив модернизации
Об итогах 2008 года и задачах
в области образования на 2009 год 4
Национальный исследовательский
ядерный университет: реализация
пилотного проекта на территории Сибирского
федерального округа 11
временного университета 15
В поисках модели соПодготовка
к единому
государственному экзамену как педагогическая
проблема 18
События
К юбилею В.А. Садовничего 24
Международные Рождественские
чтения
Святейший Патриарх Московский и Всея
Руси Кирилл: «У нашего народа нет будущего,
если наука и образование не станут
национальными приоритетами» 26
Духовно-нравственная
культура и российская школа 30
Трибуна
Ф.А. Степун: Мечты, разочарования,
надежды… 36
К 100-летию выхода в свет
сборника «Вехи»
Главная проблема российской
интеллигенции в том, что ее нет
40
Компетентность
специалиста
Феномен субъективации содержания
образования 48
События
В.А. Демину – 60 лет 52
Больше, чем спорт
Гуманитарно-образовательные
проекты в поддержку Олимпийских
игр 2014 года 54
Факультатив
Психосемантический
Рецензируемое издание ВАК России
в области психологии, педагогики
и социологии
СОДЕРЖАНИЕ
Момент истины
В.В. Путин: В кризисный период высшая
школа способна играть роль одного из
важнейших социальных стабилизаторов
2
анализ восприятия и оценки сотрудником
организационной культуры предприятия
57
Психолого-педагогический форум
Участники форума 60
Методологические положения
интегративного подхода в аспекте
гражданского воспитания молодежи 61
Педагогические условия
развития самостоятельности студентов
64
Кибернетическая концепция
современного учебного процесса 66
Методологические
подходы к проектированию процесса
профессиональной подготовки социального
педагога 68
Концептуальные подходы
к подготовке личностно-зрелого
специалиста 71
Синергетический
контекст современного интеркультурного
образовательного пространства 73
Формирование коммуникативной
компетентности будущих педагогов
дошкольного образования 75
Обучение студентовфилологов
структурированию профессионально-педагогического
диалога 78
Формирование толерантного
коммуникативного поведения как область
риска 80
Формирование толерантного
речевого поведения студентов
в ходе дискуссии 81
Об использовании метода
проектов при обучении иностранному
языку в средней школе 84
О новой методике обучения
иностранным языкам слушателей
специализированных вузов 86
Формирование навы -
ков невербального общения у студентов-лингвистов
88
Высшее образование в документах
Декларация вузов России в поддержку
XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских
зимних игр 2014 г. в городе
Сочи 92
События 23, 29, 51
С № 1 «Высшего образования сегодня» за 2009 год открыта подписка на электронную версию журнала.
Условия подписки смотрите на http://www.logosbook/ru/elpodpiska/htm
©Издательская группа «Логос», 2009. Индекс 80790 в каталоге агентства «Роспечать».
Редакционный совет
журнала «Высшее
образование сегодня»
В.М. Филиппов, Российский
университет дружбы народов,
председатель Редакционного
совета
Г.А. Балыхин, Государственная
Дума Федерального
Собрания Российской Федерации
В.А.
Болотов, Российская
академия образования
Г.А. Бордовский, Российский
государственный педагогический
университет им. А.И. Гер -
цена
Н.И. Булаев, Федеральное
агентство по образованию
В.И. Видяпин, Российская
экономическая академия
им. Г.В. Плеханова
А.И. Владимиров, Российский
государственный университет
нефти и газа
им. И.М. Губкина
В.М. Демин, Союз директоров
средних специальных
учебных заведений России
В.И. Звонников, Государственный
университет управления
А.Ф.
Киселев, Издательство
«Дрофа»
А.В. Кортунов, Фонд «Новая
Евразия»
Н.П. Макаркин, Мордовский
государственный университет
Г.И. Меркулова, Профсоюз
работников народного образования
и науки
Н.Д. Никандров, Российская
академия образования
Н.Н. Пахомов, Издательская
группа «Логос», заместитель
председателя Редакционного
совета
Ян Садлак, Европейский
центр по высшему образованию
ЮНЕСКО
В.А. Садовничий, Московский
государственный университет
им. М.В. Ломоносова
Е.Н. Соболева, Национальный
фонд подготовки кадров
Г.Ф. Шафранов-Куцев,
Тюменский государственный
университет
В.Е. Шудегов, Государственная
Дума Федерального
Собрания Российской Федерации
сегодня
Е.А.
Казаева.
К.Г.
Н.И.
Булаев.
А.Н. Жиганов, С.А. Карпов, Б.М. Кер
Е.В. Строгецкая.
бель.
Н.Ф. Ефремова.
Н.Д.Никандров.
А.Ф.
-
Чикнаверова.
В.Е. Фирстов.
Н.В. Абрамовских.
А.О. Кошелева.
Е.В. Семенова.
Л.Л.
Лашкова.
Т.И. Вострикова.
А.М.
Шур.
В.А. Тариева.
Н.Н.
Душкова.
Е.А. Листопад.
Киселев.
Н.Ю. Игнатьева.
В.И.
Сперанский.
В.В.
Гутман.
И.В. Карапетянц.
О.В. Ефрюшкина.
Стр.2
Â.Â. Ïóòèí:
В кризисный
период высшая
школа способна
играть роль
одного
из важнейших
социальных
стабилизаторов
3 марта председатель Правительства
Российской Федерации В.В. Путин посетил
Московский физико-технический
институт, где провел совещание по вопросам
подготовки специалистов.
В своем выступлении* на этом совещании
В.В. Путин, в частности, сказал:
« Актуальные проблемы развития
высшего образования мы рассматриваем
сегодня в контексте нынешних
непростых процессов в экономике и
на рынке труда.
Основные стратегические цели модернизации
высшей школы уже определены.
Это построение гибкой, открытой
к запросам общества в целом
и конкретного человека системы высшего
образования, внедрение современных
программ обучения и методик
оценки качества подготовки кадров.
Именно такая система дает молодым
специалистам шанс достойно реализовать
себя на рынке труда, обеспечивает
постоянный рост качества
человеческого капитала за счет предоставления
широкого спектра услуг
по профессиональной переподготовке
и повышению квалификации.
А в кризисный период высшая школа
способна играть и роль одного из
*Публикуется в изложении
2
важнейших социальных стабилизаторов,
смягчать давление на рынок труда,
помогать людям оперативно получать
новую профессию, новую информацию
в самом широком смысле этого слова,
востребованную на рынке труда.
И эти возможности нашего высшего
образования мы должны сейчас
задействовать в полной мере, естественно,
не останавливая работу по
его модернизации.
Одно из ключевых направлений –
это формирование сети националь -
ных исследовательских университетов.
В
феврале были приняты поправки
в закон о высшем образовании.
С вступлением их в силу исследовательские
университеты получили необходимую
правовую основу для своей
работы.
Их главная задача заключается в
том, чтобы вывести подготовку научных
и инженерных кадров в России на
качественно новый уровень, ликвидировать
дефицит квалифицированных
специалистов в высокотехнологич -
ных секторах экономики.
Не менее значимой является другая
миссия национальных исследовательских
университетов – научнотехнологическое
обеспечение развития
высокотехнологичных секторов
экономики России, внедрение в экономику
и социальную сферу конкурентоспособных
на мировом уровне
достижений науки и техники.
Мы также рассчитываем, что деятельность
исследовательских университетов
позволит оптимизировать
пред ложение на рынке образовательных
услуг. Всем известно, что у нас наметился
явный перекос в сторону гуманитарных
специальностей – юристов,
экономистов, менеджеров.
Резать по живому здесь, разумеется,
не нужно. Но вот что надо сделать:
поднять престиж технического
и естественнонаучного образования.
В этом плане исследовательские университеты
могут сыграть значительную
роль.
Формирование сети исследовательских
университетов, несомненно,
будет способствовать и повышению
конкуренции в вузовской среде. Ведь
соответствующая категория им будет
присваиваться только по итогам
конкурса программ развития высших
учебных заведений и на основе решения
Правительства Российской Федерации.
МОМЕНТ
ИСТИНЫ
Стр.3