психолого-педагогический форум Е.А. Казаева, Шадринский государственный педагогический институт Методологические положения интегративного подхода в аспекте гражданского воспитания молодежи В настоящей статье предпринимается попытка раскрыть положения интегративного подхода. <...> Мы рассматриваем его как методологию, основанную на системном, личностно-деятельностном, культурологическом и аксиологическом подходах. <...> Важный аспект нашего исследования – выбор методологии и методики научного исследования. <...> В исследовании гражданского воспитания мы опирались на системный личностно-деятельностный, культурологический, акмеологический подходы. <...> О системнОм пОдхОде В литературе, посвященной системным исследованиям (в конкретных системных разработках, теоретических описаниях системных исследований среднего уровня общности, концепциях общей теории систем) мы сталкиваемся с различными подходами к трактовке термина «система». <...> Многообразные определения понятия «система» обстоятельно проанализированы В.Н. Садовским в работе «Основания общей теории систем» [9]. <...> Системный подход используется во многих педагогических исследованиях. <...> Это направление методологии научного познания, в том числе педагогического, в основе которого лежит исследование объектов как систем. <...> Методологическая специфика системного подхода ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на механизмы, обеспечивающие его развитие, на выявление множества связей сложного объекта и объединение их в единую теоретическую картину. <...> По утверждению А.С. Гаязова, процесс гражданского воспитания подрастающего поколения как система имеет ряд общеметодологических и частных аспектов. <...> Во-первых, образовательно-вос пи - тательный процесс в его целостном проявлении представляет собой сложно организованный объект со своими связями, взаимопереходами и взаимозависимостями, состоящий из определенного количества подсистем <...>