ПРОБЛЕМЫ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
И АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ
Издается c 1982 г.
ENGINEERING & AUTOMATION
PROBLEMS
INTERNATIONAL JOURNAL
Commenced publication 1982
№4
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ФРОЛОВА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА ......................................
3
НАУЧНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Miomir K. <...> Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ – Победитель конкурса научно-технических проектов и грантов Москвы 2005 г.
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ награжден дипломом за информационную
поддержку выставки “Изделия и технологии двойного назначения. <...> ***
Распространение журнала «Проблемы машиностроения и автоматизации» осуществляется без ограничений по подписке организациями: Агентство “Книга-Сервис”- каталог “Пресса России” (86302),
“Информ-система”, “Информнаука”, “Красносельское агентство ”Союзпечать“, ”МК - Периодика” (70729). <...> ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ФРОЛОВА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА
18 ноября 2007 г. умер академик Фролов Константин Васильевич - выдающийся ученый в области машиноведения - фундаментальной научной базы машиностроения, создатель научной
школы ученых-машиноведов, крупный организатор и неутомимый энтузиаст интенсивного развития отечественной науки, талантливый педагог, активный общественный деятель, основоположник ряда актуальных научных направлений,
широко известных и признанных в России и за
рубежом. <...> Институт машиноведения
Академии наук привлек внимание К.В. Фролова
фундаментальным подходом к научному творчеству в области становления и развития науки о машинах. <...> А.А. Благонравова Академии
наук, в бытность академиком-секретарем Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления и вице-президентом Академии наук академик К.В. Фролов приложил много
сил к консолидации научно-технического потенПроблемы машиностроения и автоматизации, № 4 – 2007
3
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ФРОЛОВА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА
циала страны для решения важнейших проблем
приоритетного развития машиностроения <...>
Проблемы_машиностроения_и_автоматизации_№4_2007.pdf
ПРОБЛЕМЫ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
И АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ
Издается c 1982 г.
ENGINEERING & AUTOMATION
PROBLEMS
INTERNATIONAL JOURNAL
Commenced publication 1982
№ 4
СОДЕРЖАНИЕ
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ФРОЛОВА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА ......................................
НАУЧНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Miomir K. Vukobratovic, Milos D. Jovanovic. ACTIVE EXOSKELETONS, BEGINNING,
PRESENT STATE AND THE FUTURE ................................................................................................
3
2007
7
В.А. Лисичкин, Е.А. Машихин, А.М. Костин, В.О. Сорокин. ЭКОНОМИКА,
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И МАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ ........................................................ 18
А.С. Киселев. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАНОИНДУСТРИИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (СОЦИОЛОГО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ) .................................................... 27
В.В. Егоров. СОЦИАЛЬНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В СИСТЕМЕ
УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ................................................................... 34
А.А. Буков. ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕРВНЫЕ СИСТЕМЫ – КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ОЧЕРЕДНОГО
ЭТАПА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА ......................................................................... 41
Л.В. Ерыгина. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛИНГА
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ-ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ............................... 47
А.Г. Годнев, Е.И. Зоря. ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ СВЕДЕНИЯ ТОВАРНОГО БАЛАНСА
НА НЕФТЕБАЗАХ И АЗС .................................................................................................................... 56
Г.Я. Власов, Л.М. Сырицын. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ МАТРИЧНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ПРОИЗВОДСТВА ШИН
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ...................................................................................................................... 60
Г.С. Филин. О МОДЕЛИРОВАНИИ СОКРАЩЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЦИКЛА СЛОЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ИХ ГРУППОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ...................................................................... 65
В.О. Соловьёв, Б.Д. Христофоров. МОДЕЛИРОВАНИЕ МЕХАНИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ИМПУЛЬСНОГО РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА СТЕНКИ КАМЕР ЯДЕРНЫХ
РЕАКТОРОВ ......................................................................................................................................... 72
Стр.1
О.Б. Балакшин, Б.Г. Кухаренко, А.А. Хориков. АНАЛИЗ НЕЗАВИСИМЫХ КОМПОНЕНТОВ
КОЛЕБАНИЙ ПРИ ФЛАТТЕРЕ ТУРБИННЫХ ЛОПАТОК ............................................................
С.Д. Иванов, Г.Н. Чернышев. ОСОБЕННОСТИ УПРУГИХ ДЕФОРМАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ СОУДАРЕНИИ ТВЕРДЫХ ТЕЛ ......................................
77
В.И. Ивлев, С.Ю. Мисюрин. ОДНОСТОРОННИЙ ГАЗОВЫЙ ПРИВОД
С ТЕРМОСОРБЦИОННЫМ ИСТОЧНИКОМ ПИТАНИЯ ............................................................. 84
88
И.М. Ковенский, Р.Ю. Некрасов, У.С. Путилова. ДИАГНОСТИКА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КОРРЕКЦИЙ ПРИ ИЗНАШИВАНИИ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ЛЕЗВИЙ РЕЖУЩЕГО
ИНСТРУМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ТОЧЕНИЯ НА СТАНКАХ С ЧПУ ............................................... 92
В.Д. Плахтин, А.П. Давыдов, А.Н. Паршин. ПАРАМЕТРЫ ПАЛЬЦЕВОЙ ФРЕЗЫ
И СТАНОЧНОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
С АРОЧНЫМИ ЗУБЬЯМИ ................................................................................................................. 95
А.С. Иванов. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНАЛОГОВОГО МЕТОДА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРЕННИХ НАПРЯЖЕНИЙ В ГРАДИЕНТНЫХ
И НАНОСТРУКТУРНЫХ МАТЕРИАЛАХ ........................................................................................ 103
М.А. Хруленко. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЛИТЕЛЬНОЙ ПРОЧНОСТИ КЛЕЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
СТЕКЛОПЛАСТИКОВ, ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ МОСТОВ
ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ..................................................................................... 107
ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
Ф.Е. Ляшко. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ СВАРКИ
ПРИВЯЗНЫХ РЕМНЕЙ САМОЛЕТНЫХ И ВЕРТОЛЕТНЫХ КРЕСЕЛ ...................................... 110
B. Szeptycka, J. Senatorski. INFLUENCE OF THE SURFACE ACTIVE AGENT
ON TRIBOLOGICAL PROPERTIES OF Ni-PTFE AND Ni-SiC THE ELECTROPLATED
NANOCOMPOSITE COATINGS ..........................................................................................................
116
Joanna Kobus. CORROSION PROTECTION OF STEEL STRUCTURES BY PROTECTIVE
PAINT SYSTEMS ACCORDING TO EU STANDARDS ....................................................................... 125
НОВОСТИ, СООБЩЕНИЯ, ИНФОРМАЦИЯ
ГУСЕНКОВ АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ (70 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) ........................................
Л.И. Миронова. XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЧНОСТИ» ...................................................................
АВТОРЫ НОМЕРА...............................................................................................................................
***
132
133
THE SUCCESS OF EMO 2007 CONFIRMS THE POSITIVE OUTLOOK FOR
THE MACHINE TOOL SECTOR .......................................................................................................... 134
135
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ включен в Перечень ведущих рецензируемых
научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертации
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Реферируется ВИНИТИ и включен в Базы данных ВИНИТИ, сведения о журнале ежегодно публикуются
в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям “Ulrich’s
Periodicals Directory”.
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ – Победитель конкурса научно-технических
проектов и грантов Москвы 2005 г.
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ награжден дипломом за информационную
поддержку выставки “Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК“.
***
Распространение журнала «Проблемы машиностроения и автоматизации» осуществляется без ограничений
по подписке организациями: Агентство “Книга-Сервис”- каталог “Пресса России” (86302),
“Информ-система”, “Информнаука”, “Красносельское агентство ”Союзпечать“, ”МК - Периодика” (70729).
Стр.2
ПАМЯТИ АКАДЕМИКА ФРОЛОВА КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА
одном из крупнейших предприятий энергетического
машиностроения – Ленинградском механическом
заводе: в конструкторском бюро и затем -
в лаборатории паровых и газовых турбин.
Именно паровые и газовые турбины концентрировали
в себе самые передовые достижения науки
и техники, способные обеспечить эффективную
работу при всё более высоких температурах,
сверхвысоких давлениях, больших скоростях рабочего
тела в условиях опасных вибраций лопаток
турбин и напряженных элементов конструкций.
По мере увеличения быстродействия механизмов,
машин и их комплексов, характерного для новых
поколений машин и прогрессивных технологий,
проблемы вибраций становятся все более актуальными
в науке и технике.
К.В. Фролов посвятил себя системному фундаментальному
изучению вибраций в их многообразном
проявлении в механизмах и машинах
в различных эксплуатационных условиях, включая
экстремальные. Институт машиноведения
Академии наук привлек внимание К.В. Фролова
фундаментальным подходом к научному творчеству
в области становления и развития науки о машинах.
В
1958 г. К.В. Фролов поступил в аспирантуру
18 ноября 2007 г. умер академик Фролов Константин
Васильевич - выдающийся ученый в области
машиноведения - фундаментальной научной
базы машиностроения, создатель научной
школы ученых-машиноведов, крупный организатор
и неутомимый энтузиаст интенсивного развития
отечественной науки, талантливый педагог,
активный общественный деятель, основоположник
ряда актуальных научных направлений,
широко известных и признанных в России и за
рубежом.
Константин Васильевич
родился
22 июля
1932 г. в г. Кирове на Калужской земле, исторически
благодатной для формирования энергичного,
целеустремленного,
стойкого характера,
выдающейся личности (близкие нам исторические
примеры: основоположник космонавтики
К.Э. Циолковский; маршал Г.К. Жуков).
Склонность К.В. Фролова к научной работе
проявилась еще во время учебы на кафедре «Турбостроение»
в Брянском институте транспортного
машиностроения, который он окончил с отличием.
Его первый научный труд опубликован
в 1957 г. и был посвящен вибрациям лопаток.
Важную роль в дальнейшей ориентации среди
проблемных и перспективных направлений научно-технического
прогресса сыграла работа на
Института машиноведения. Уже в 1961 г. он участвовал
в Международном симпозиуме по нелинейным
колебаниям (г. Киев), выступил с докладом
«О моделировании резонансных свойств некоторых
автономных нелинейных колебательных
систем». В 1962 г. ему присуждена ученая степень
кандидата
технических наук за диссертацию
«Влияние свойств источника энергии на колебания
автономных систем». В 1967 г. он участвовал в
IV Международной конференции по нелинейным
колебаниям (Чехословакия); выступил с докладом
«Параметрические и автопараметрические
колебания нелинейных механических систем».
В 1970 г. К.В. Фролову была присуждена ученая
степень доктора технических наук за диссертацию
«Колебания в машинах с переменными параметрами
в приложении к динамике силового
гидропривода». В 1971 г. он утвержден в звании
профессора.
С 1975 г. и до последнего дня жизни К.В.Фролов
был директором Института машиноведения им.
А.А. Благонравова АН СССР (ныне – Российской
академии наук). В 1976 г. - избран членом-корреспондентом
Академии наук СССР, в 1984 г.
-
избран действительным членом Академии наук
СССР.
В качестве бессменного директора Института
машиноведения им. А.А. Благонравова Академии
наук, в бытность академиком-секретарем Отделения
проблем машиностроения, механики и процессов
управления и вице-президентом Академии
наук академик К.В. Фролов приложил много
сил к консолидации научно-технического потенПроблемы
машиностроения и автоматизации, № 4 – 2007
3
Стр.3