36
Качество образования
зависит от взаимодействия
с социальными партнерами
Дорогие читатели!
качество образования апрель 2013
страница редактора
Главный редактор
Айшат Темирова
Последние месяцы были наполнены событиями, связанными с серьезными преобразованиями в сфере подготовки и аттестации научных кадров высшей квалификации. <...> Это – тема защиты кандидатских и докторских
диссертаций, присуждения ученых степеней, развития аспирантуры как третьей
ступени высшего образования – короче, все, что раньше чаще всего именовалось
«послевузовским образованием» (иногда – «последипломным»), а сегодня –
«подготовкой кадров высшей квалификации». <...> Не косметический ремонт, а системное обновление.................14
18
история
Иерархия «взявших крепость Знания».......................................18
20
болонский процесс
Взаимное признание и совместная аккредитация.....................20
Трансграничное образование во времена глобализации получает все большее
распространение, что приводит к повышению международной мобильности учащихся
и преподавателей и развитию деятельности вузов, направленной на повышение их
конкурентоспособности в международном образовательном пространстве. <...> 24
международный проект
Новые компетенции для новых рабочих мест...........................24
Перед любой страной стоит задача как можно более точного прогнозирования
изменений в экономике и на рынке труда с целью своевременного принятия решений,
в том числе в области профессионального образования. <...> В ожидании перемен..........................................................28
На вопросы «КО» отвечает член совета директоров Европейской
ассоциации по гарантиям качества высшего образования
(ENQA), директор департамента гарантий качества образования
аккредитационного агентства ARACIS Раду Дамиан. <...> 32
среднее профобразование
Подготовка рабочих кадров.......................................................32
Современная система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена
нуждается в решении определенных задач <...>
Качество_образования_№3_2013.pdf
качество
Реформы ВАК.
Что ждет
аспирантов?
стр. 4-17
Среднее
профобразование
становится
востребованным
стр. 32
ЗНАНИЕ — КАПИТАЛ!
апрель 2013
№ 3
Лариса Аверьянова:
стр. 36
зависит от взаимодействия
с социальными партнерами
Качество образования
Стр.1
страница редактора
Дорогие читатели!
Последние месяцы были наполнены событиями, свяГлавный
редактор
Айшат Темирова
занными с серьезными преобразованиями в сфере подготовки
и аттестации научных кадров высшей квалификации.
Послевузовское образование, ставшее, согласно
новому закону, третьим уровнем высшего образования,
переживает этап своего рода очищения. Ряд материалов
номера посвящен именно тем изменениям, которые могут
быть внесены в систему аспирантуры, в работу Высшей
аттестационной комиссии, практику защиты диссертаций.
Интегральной составляющей темы является проблема
качества интеллектуальной работы, особенно актуальная
для нашей страны в свете стоящих перед ней масштабных
модернизационных задач.
Но говоря о кадрах для фундаментальной науки, мы
не должны упускать из виду и необходимость подготовки
практико-ориентированных кадров нового поколения.
Примечательно, что в контексте реформы ВАК поднят
вопрос о введении новых для России профессиональных
степеней, которыми будут отмечаться достижения на нивах
промышленности, управления, искусства и культуры.
Одновременно усиливается интерес и к среднему профессиональному
образованию, к рабочим специальностям
нового уровня. Похоже, что статус квалифицированного
рабочего становится все более престижным и востребованным
в нашей стране. И российская школа, конечно, должна
реагировать на этот запрос времени созданием новых стандартов
качества подготовки специалистов-производственников.
В
поле зрения нашего журнала также остаются международные
тенденции и перспективы интеграции образовательных
систем в свете Болонского процесса, а также
проблемы повышения конкурентоспособности российского
образовательного продукта на мировом интеллектуальном
рынке.
качество образования апрель 2013
1
Стр.3
содержание
–оз–
4
приглашение к разговору
Обитатели «башен из слоновой кости» или интеллектуальный
авангард нации?...........................................................................4
В последние месяцы в обширной сфере качества образования отчетливо обозначился
сравнительно новый сектор приложения общественного интереса и даже, чего
греха таить, нешуточных страстей. Это – тема защиты кандидатских и докторских
диссертаций, присуждения ученых степеней, развития аспирантуры как третьей
ступени высшего образования – короче, все, что раньше чаще всего именовалось
«послевузовским образованием» (иногда – «последипломным»), а сегодня –
«подготовкой кадров высшей квалификации».
9
в фокусе
Как вернуть доверие к научной степени?....................................9
Тема реформы ВАК и борьбы с научным плагиатом за последние месяцы стала предметом
обсуждения множества мероприятий, пресс-конференций и круглых столов. Более того,
на эту проблему было обращено внимание высшего руководства страны. В конце марта
Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел в МФТИ совещание о
совершенствовании системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических
работников, предварительно встретившись с аспирантами разных университетов. Мы
приводим выдержки из выступлений Дмитрия Медведева, министра образования РФ
Дмитрия Ливанова и председателя ВАК Владимира Филиппова.
Иерархия «взявших крепость Знания».......................................18
Не косметический ремонт, а системное обновление.................14
18
20
история
болонский процесс
Взаимное признание и совместная аккредитация.....................20
Трансграничное образование во времена глобализации получает все большее
распространение, что приводит к повышению международной мобильности учащихся
и преподавателей и развитию деятельности вузов, направленной на повышение их
конкурентоспособности в международном образовательном пространстве. В связи с
этим во многих странах растет потребность в удостоверении соответствия качества
образовательных программ как национальным, так и международным стандартам.
24
международный проект
Новые компетенции для новых рабочих мест...........................24
Перед любой страной стоит задача как можно более точного прогнозирования
изменений в экономике и на рынке труда с целью своевременного принятия решений,
в том числе в области профессионального образования. В странах Европейского cоюза
решению этой задачи уже много лет уделяется большое внимание, в результате чего
был разработан и успешно применяется целый ряд методик, технологий и инструментов
прогнозирования потребностей рынка труда.
ESG. В ожидании перемен..........................................................28
На вопросы «КО» отвечает член совета директоров Европейской
ассоциации по гарантиям качества высшего образования
(ENQA), директор департамента гарантий качества образования
аккредитационного агентства ARACIS Раду Дамиан.
32
среднее профобразование
Подготовка рабочих кадров.......................................................32
Современная система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена
нуждается в решении определенных задач для своего дальнейшего развития.
Как объявил Президент России Владимир Путин, в недалеком будущем опорой
российской экономики должен стать человеческий потенциал, а для этого стране
понадобится 25 миллионов рабочих мест. Таким образом, заказ для сферы СПО
озвучен. Теперь профессиональное сообщество ищет пути его исполнения.
2
качество образования апрель 2013
Стр.4
–оз–
Сбербанк и колледж: сферы сотрудничества............................36
Новыми подходами в реализации договорных отношений с одним
из социальных партнеров – Московским банком ОАО «Сбербанк
России» – делится Коммерческо-банковский колледж №6.
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Айшат Темирова
40
бизнес и образование
Включить работодателя в систему принятия решений..............40
На вопросы «КО» отвечает исполнительный директор Ассоциации
Менеджеров Алексей Каспржак.
Менеджер по развитию
Александр Кузнецов
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Профессиональное сообщество берет ответственность
за профстандарты.......................................................................44
46
48
консультация эксперта
Как оформить работу сотрудников в приемной комиссии?.....46
качество и конкурентоспособность
Откровенный разговор профессионалов..................................48
Как известно, повышение качества образования и развитие системы независимой
оценки качества образования входит в число приоритетных задач, обозначенных
Федеральной целевой программой развития образования и государственной программой
«Развитие образования» на 2013-2020 годы. Однако формирование системы
независимой оценки качества в нашей стране еще находится в стадии становления.
В рамках своей просветительской деятельности Агентство по контролю качества
образования и развитию карьеры (АККОРК) возобновило проведение обучающих
семинаров, направленных на повышение уровня понимания вышеназванных
процессов в образовательном сообществе. 24-25 апреля прошел тренинг-семинар на
тему «Независимая оценка качества образования и профессионально-общественная
аккредитация: методики, критерии, инструменты».
50
столичное образование
Образование и просветительство: новые возможности............50
Современный ритм жизни предъявляет все более высокие
требования к личностным и профессиональным качествам людей.
Информационные технологии открывают новые горизонты,
активным образом влияют на новые поколения. Педагоги,
психологи, врачи, родители – все отмечают: сегодняшние дети
сильно отличаются по своим возможностям, мотивам, ограничениям
не только от нынешних взрослых, но и от тех, кто вышел из детства
10-15 лет назад.
55
Нужно усилить региональное образование..............................55
53
62
страница РСР
мнение
Создание вузов совершенного качества (excellence)
в России.......................................................................................56
новая школа
Российская школа интегрируется
в европейское пространство......................................................62
качество образования апрель 2013
3
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
115054, Москва,
ул. Дубининская, д. 57,
стр. 1, оф. 406
Телефон/факс: 2218140
www.edu-quality.ru.
E– mail:
tem-aishat@yandex.ru
Тираж 10 000 экземпляров.
Цена свободная.
Свидетельство о регистрации
средств массовой информации
в Министерстве РФ по делам
печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал обязательна.
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации
в рекламных объявлениях, а
также информации
о мероприятиях, предоставленной
их организаторами. Мнение
авторов может не совпадать с
мнением редакции. Редакция
оставляет за собой право
последней литературной правки.
Отпечатано в типографии
CAPITAL PRESS
Стр.5