Аспирант и соискатель, № 1, 2011
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Исторические науки и археология
Отечественная история
Левин В.Ф., кандидат юридических наук,
доцент Мордовского государственного
университета им. Н.П. Огарева
БОРЬБА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ С АНТИОБЩЕСТВЕННЫМИ СЕКТАМИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
(НА МАТЕРИАЛАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)
Много внимание государству и РПЦ приходилось уделять борьбе с религиозными сектами
различного толка и в конце XIX- начале XX вв. Особенно эта борьба усилилась начиная
с 1882 года, что органично вписывалось в его политику «корректировки реформ» императора
Александра III. Именно к этому периода относится очередной всплеск антисектантской политики.
Это объяснялось усилением сектантской активности в России как следствие проведенных
демократических реформ Александра II. Личность обер-прокурора сыграла важную
роль в формировании антисектантской политики последней трети XIX века. Он отстаивал
интересы церкви в борьбе с инакомыслием в условиях, когда назревал кризис отношений
между судебной и законодательной властями.
Значительно активизировались такие антиобщественные и анти православные секты, как
скопцы, хлысты, духоборы, молокане. Из Западной Европы в российских городах появились
баптисты, из США – в Самарской губернии появились мормоны. В основном в эти секты вовлекались
русские, чуваши, мордва. В черемисских уездах Казанской губернии появились
приверженцы секты «Кугу сорта» («Черная свеча»). Стали активно распространяться старообрядческие
общины, вовлекая в орбиту своей деятельности население целых деревень.
Почему это произошло? Ответ искать, скорее всего, надо в социально-экономической
политике российского правительства. Отменив крепостное право, государство заставило крестьян
выкупать землю у помещиков.
Многие сельские жители, получив долгожданную свободу от помещиков, оставшись без
средств к существованию, бросились в объятия сектантов, старообрядцев, ожидая найти
в этих общинах финансовую поддержку и моральную помощь, попадая, на самом деле, из
помещичьей кабалы в кабалу духовную. Если помещики, считая себя ответственными за
судьбу своих крестьян, препятствовали в своих деревнях распространению сектантства
и старообрядчества, страшась лишиться своих имений, то после отмены крепостного права
эти преграды рухнули.
Несмотря на то, что закон 1883 года практически не работал, церковь в лице оберпрокурора
добивалась его официальной отмены. Уже в 1889 году по требованию К.П. Победоносцева
министр внутренних дел издал циркуляр, предписывающий губернской администрации
и полиции не допускать снисхождения к сектантам и содействовать духовенству.
К началу 1890-х г. открытая борьба двух ведомств – судебного и духовного, достигла небывалой
остроты.
Судебная власть встала в страшный антагонизм с властью церковной» – писал в 1892 году
«Церковный вестник». Дело в том, что «нередко приходилось встречать судей всех рангов,
спорящих о самом существовании штунды, а еще чаще – недоумевающих о ее вредоносности».
Между тем, церковь «считала себя чуть ли не единственной поборницей государственных
интересов и требовала от судей преследовать исключительно ее интересы не стесняясь
ни законами, ни рамками исследовании, ни даже принципами судебной этики» Предста9
Стр.1