Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638282)
Контекстум
Электро-2024
  Расширенный поиск

Литературоведение (сводная)

← назад
Результаты поиска

Нашлось результатов: 25

Свободный доступ
Ограниченный доступ
1

Проблемы викторианской культуры в литературе и искусстве : монография

Автор: Соколова
Директ-Медиа: М.

В монографии, предназначенной для филологов, специалистов по зарубежной литературе, по английской литературе, охарактеризованы произведения, ставшие откликом на волновавшие викторианцев проблемы, связанные с изменившимся под влиянием естественнонаучных открытий представлением о мироздании, с интересом к истокам английского характера, с поисками героической личности, способной привести нацию к духовному возрождению. Отдельный раздел отводится интерпретации шекспировских сюжетов писателями и художниками, обусловленной мироощущением эпохи.

Предпросмотр: Проблемы викторианской культуры в литературе и искусстве монография.pdf (0,4 Мб)
2

Пришвин

Автор: Варламов Алексей
Молодая гвардия

Жизнь Михаила Пришвина (1873—1954), нерадивого и дерзкого ученика, изгнанного из елецкой гимназии по докладу его учителя В.В. Розанова, неуверенного в себе юноши, марксиста, угодившего в тюрьму за революционные взгляды, студента Лейпцигского университета, писателя-натуралиста и исследователя сектантства, заслужившего снисходительное внимание З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского и А.А. Блока, деревенского жителя, сказавшего немало горьких слов о русской деревне и мужиках, наконец, обласканного властями орденоносца, столь же интересна и многокрасочна, сколь глубоки и многозначны его мысли о ней. Писатель посвятил свою жизнь поискам счастья, он и книги свои писал о счастье — и жизнь его не обманула. Это первая подробная биография Пришвина, написанная писателем и литературоведом Алексеем Варламовым. Автор показывает своего героя во всей сложности его характера и судьбы, снимая хрестоматийный глянец с удивительной жизни одного из крупнейших русских мыслителей XX века.

Предпросмотр: Пришвин.pdf (0,1 Мб)
3

Поэтика эксперимента: творчество М. Горького начала 1920-х гг. : монография

Автор: Примочкина
Директ-Медиа: М.

В книге рассматривается особый период в жизни и творчестве Горького начала 1920-х гг. Он характеризуется не только тяжелым духовным кризисом писателя, вызванным трагическими переживаниями событий Первой мировой войны и революции 1917 г., но и его героическими усилиями преодолеть этот кризис путем кардинального обновления своего искусства. В монографии анализируется новаторство жанра горьковских литературных портретов (Л. Н. Толстого, А. А. Блока, В. И. Ленина), по-новому исследуется авангардная поэтика экспериментальной книги «Заметки из дневника. Воспоминания», демонстрируется синтез реальности и фантастики, реализма и модернизма в книге «Рассказы 1922–1924 годов», раскрывается художественное новаторство символических пьес «Старик» и «Фальшивая монета». Горький предстает в данной книге, прежде всего, как оригинальный, ни на кого не похожий творец новой эстетической реальности.

Предпросмотр: Поэтика эксперимента творчество М. Горького начала 1920-х гг. монография.pdf (0,9 Мб)
4

Поэтика русской литературы. Статьи и исследования

Автор: Каргашин
Директ-Медиа: М.

В предлагаемом издании собраны статьи разных лет, посвященные анализу и интерпретации произведений русской литературы. Издание предназначено для студентов и преподавателей филологических факультетов университетов.

Предпросмотр: Поэтика русской литературы. Статьи и исследования.pdf (1,2 Мб)
5

Полка. О главных книгах русской литературы : сборник статей

Автор: Бабицкая
Альпина нон-фикшн: М.

В эту книгу вошли статьи, написанные и собранные в рамках проекта «Полка». Созданный в 2017 году, проект поставил своей целью определить важнейшие произведения русской литературы. Для этого большое сообщество экспертов сформировало список из 108 произведений, которые оставили след в истории, расширили возможности литературы, повлияли на развитие языка, мысли и общества, сообщили что-то новое о мире и человеке и вошли в русский литературный канон. Это романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, литературные мемуары — от «Слова о полку Игореве» до романа «Чапаев и Пустота». О каждом из этих произведений авторы постарались написать ясно и доступно, опираясь на обширную научную и критическую литературу, поместить каждое в большой литературный контекст и рассказать о других текстах, которые повлияли на него и на которые повлияло оно. В третий и четвертый тома издания вошли 48 статей — о русской литературе начиная с 1918 года до постсоветского времени.

Предпросмотр: Полка. О главных книгах русской литературы сборник статей.pdf (0,1 Мб)
6

Полка. О главных книгах русской литературы : сборник статей

Автор: Бабицкая
Альпина нон-фикшн: М.

В эту книгу вошли статьи, написанные и собранные в рамках проекта «Полка». Созданный в 2017 году, проект поставил своей целью определить важнейшие произведения русской литературы. Для этого большое сообщество экспертов сформировало список из 108 произведений, которые оставили след в истории, расширили возможности литературы, повлияли на развитие языка, мысли и общества, сообщили что-то новое о мире и человеке и вошли в русский литературный канон. Это романы, повести, рассказы, пьесы, поэмы, литературные мемуары — от «Слова о полку Игореве» до романа «Чапаев и Пустота». О каждом из этих произведений авторы постарались написать ясно и доступно, опираясь на обширную научную и критическую литературу, поместить каждое в большой литературный контекст и рассказать о других текстах, которые повлияли на него и на которые повлияло оно. В первые два тома этого издания вошли 60 статей — о русской литературе со времени Древней Руси до 1917 года.

Предпросмотр: Полка. О главных книгах русской литературы сборник статей.pdf (0,1 Мб)
7

Пастиш

Автор: Дайер Ричард
Издательский дом ВШЭ

В книге представлено первое полное исследование широко используемого, но малоизученного термина «пастиш» и его употребления. Ричард Дайер утверждает, что, хотя этот термин применим к работам, содержащим коллаж, он также может использоваться для описания произведений, сознательно имитирующих предшествующие произведения. На примерах классических литературных пастишей Пруста и текстов в тексте (пьеса в пьесе в «Гамлете», шоу внутри шоу в мюзикле «Безумства») автор рассматривает использование термина «пастиш» для описания имитаций, рассчитанных на то, чтобы их понимали и распознавали именно как имитации. Далее автор анализирует отношения пастиша с жанром, критикой и эмоциями и подробно разбирает широкий спектр примеров — «Мадам Бовари», «Щелкунчик», «Афроамериканская симфония», спагетти-вестерны («Однажды на Диком Западе»), неонуары и фильм «Вдали от рая». Дайер ратует за то, чтобы признать ценность пастиша как практики, которая идет вразрез с некоторыми общими местами критической дискуссии, показывая, что произведение может критически относиться к чему-то, не превращаясь в пародию, и способно признавать историю своего эмоционального воздействия, продолжая при этом затрагивать наши чувства.

Предпросмотр: Пастиш.pdf (0,1 Мб)
8

Персидская проза XX–XXI веков в русских переводах

Автор: Никитенко Евгения Леонидовна
Издательский дом ВШЭ

Книга призвана познакомить читателя со всем разнообразием доступных ныне переводов современной персидской прозы и послужить подспорьем для исследователей современной персидской литературы, желающих оценить, насколько полно и многосторонне представлена литература Ирана ХХ–XXI вв. на русском языке и какие лакуны нуждаются в заполнении. Книгу открывает очерк истории переводов современной персидской прозы на русский язык, который содержит также краткий обзор наиболее важных для персидской литературы произведений, не представленных в русском переводе. Библиография включает имена 126 иранских писателей, чьи романы, повести и рассказы были опубликованы в русском переводе с 1920-х годов по 2018 г. Имя автора сопровождается краткой биографической справкой вслед за русским названием переведенного произведения в скобках приводится его оригинальное название в арабо-персидской графике.

Предпросмотр: Персидская проза XX–XXI веков в русских переводах.pdf (0,2 Мб)
9

Почему Анчаров? Кн. 6. Материалы Анчаровских чтений, отзывы и рецензии на творчество Михаила Анчарова

Автор: Щекина
Директ-Медиа: М.

Перед вами очередной выпуск сборника «Почему Анчаров?», раскрывающий причины популярности романтика, шестидесятника, писателя, поэта, барда, художника и сценариста. Произведения Михаила Леонидовича обращены к самому широкому кругу читателей, поэтому и авторы сборника все разные — это и преподаватели, и профессиональные критики, и журналисты, и программисты, и те, у которых накопились впечатления. Особенность выпуска в том, что здесь помещены тексты не только об Анчарове, но и о популяризаторах его творчества — Жигалин, Костромин... Текст публикуется в авторской редакции.

Предпросмотр: Почему Анчаров.pdf (0,3 Мб)
10

Почему Анчаров? Кн. 5. Материалы Анчаровских чтений, отзывы и рецензии на творчество Михаила Анчарова

Автор: Щекина
Директ-Медиа: М.

Творчество писательницы и драматурга Галины Александровны Щекинои? вряд ли оставит равнодушным современного читателя. Ее книги всегда читаемы и любимы, а роман «Графоманка» в 2009 г. был выдвинут на соискание премии «Национальныи? бестселлер». Перу Галины Щекинои? принадлежит и цикл статеи? , посвященныи? “настоящему солнцу романтиков ХХ века”, писателю, философу, поэту, барду, живописцу и сценаристу, шестидесятнику Михаилу Леонидовичу Анчарову (1923-1990), чье творческое наследие буквально перевернуло сознание целого поколения. В пятыи? выпуск сборника «Почему Анчаров?» включены первые читательские отклики на книгу “Михаил Анчаров. Писатель, бард, художник, драматург” (авт. Ревич Ю., Юровскии? В.), вышедшую в свет в 2018 г. Дополняют издание доклады на Анчаровских чтениях 2018 года. Сборник адресован широкому кругу читателеи?. Текст публикуется в авторской редакции.

Предпросмотр: Почему Анчаров.pdf (0,4 Мб)
11

Почему Анчаров? Кн. 4. Материалы Анчаровских чтений, статьи о творчестве М. Анчарова

Автор: Щекина
Директ-Медиа: М.

Особенность данного выпуска — в повышенном внимании к телеспектаклю «День за днём». Мы видим, что спектакль не стареет и спустя 36 лет после выхода. Вторая особенность — это множество подходов к наследию писателя: и как к сценаристу, и как к прозаику, и как к автору песен. Впервые сделана попытка постижения стиля и написаны экспериментальные работы в духе Анчарова. Текст печатается в авторской редакции.

Предпросмотр: Почему Анчаров.pdf (0,3 Мб)
12

Почему Анчаров? Кн. 3. Сборник материалов Анчаровских чтений, откликов и статей о жизни и творчестве Михаила Анчарова

Автор: Щекина
Директ-Медиа: М.

Читатели и почитатели Михаила Анчарова найдут в настоящем сборнике «Почему Анчаров?» новые материалы Анчаровских чтений. Это статьи уже знакомых авторов Анчаровского движения: Елены Стафёровой, Олега Моисеева, Игоря Захарова, Галины Щекиной. Сборник пополнен новыми именами, среди которых Марк Соломонович (Канада), Сергей Вахрамеев (Омск). Людмила Якушева из Вологды впервые затронула тему живописи Анчарова. На сей раз значительное место отведено Анчаровскому архиву — это статья патриарха советской критики и первого комментатора Анчарова — Всеволода Ревича, а также интервью, данное Мастером Ларисой Бобровой для журнала «Юность». Текст печатается в авторской редакции.

Предпросмотр: Почему Анчаров.pdf (0,2 Мб)
13

Почему Анчаров? Кн. 2. Статьи и отзывы о творчестве М.Л. Анчарова

Автор: Щекина
Директ-Медиа: М.

Второй сборник статей о писателе, философе, поэте, барде, живописце и сценаристе Михаиле Анчарове составила Галина Щекина при поддержке Центра авторской песни. Представлены материалы Анчаровских чтений. Высказывания разного характера объединены важным обстоятельством. Это безусловная любовь к творчеству любимого автора.

Предпросмотр: Почему Анчаров.pdf (0,4 Мб)
14

Почему Анчаров? Кн. 1 Сборник статей

Автор: Щекина
Директ-Медиа: М.

Шестидесятники или романтики — уникальное явление культуры, оно существовало только в России. Михаил Леонидович Анчаров (1923-1990) — настоящее солнце романтиков ХХ века, он же один из основоположников авторской песни, Владимир Высоцкий называл его своим учителем в песнях. Творческое наследие Анчарова перевернуло сознание целого поколения, поэтому его до сих по читают, слушают, любят. Стихийно возникшее Анчаровское движение материализовалось в Анчаровских чтениях, которые проходят ежегодно в Москве. Сборник «Почему Анчаров?» включает в себя статьи о творчестве Михаила Леонидовича, материалы выступлений на Анчаровских чтениях, воспоминания.

Предпросмотр: Почему Анчаров.pdf (0,2 Мб)
15

Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино

Автор: Воглер
Альпина нон-фикшн: М.

В основе любой увлекательной истории — будь то сказка, миф, сюжет для романа или киносценарий — лежит путешествие героя: внутреннее или внешнее. Эта идея стала путеводной звездой для Кристофера Воглера, когда, работая в сценарном отделе диснеевской студии, он проверял на практике действенность мифологических схем, описанных в знаменитом труде Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Позже практическое пособие, написанное Воглером для коллег, превратилось в классический учебник, который не только входит в круг обязательного чтения будущих писателей и сценаристов, но и десятилетиями не теряет лидирующего положения среди множества книг такого рода. В «Путешествии писателя» автор приглашает читателя исследовать зыбкие границы между мифом и современным искусством рассказывания истории, предупреждая о трудностях и опасностях путешествия в недра собственной души, и вооружает полезными инструментами, которые в руках умелого мастера приобретают невероятную силу.

Предпросмотр: Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино.pdf (0,1 Мб)
16

Пожалейте читателя. Как писать хорошо

Автор: Воннегут
Альпина Паблишер: М.

Книга «Пожалейте читателя» — сборник советов Курта Воннегута начинающим писателям, его размышления о писательстве как ремесле и искусстве. А еще это биография мастера американской литературы, подготовленная после смерти Курта Воннегута писательницей Сьюзен Макконнелл, его бывшей студенткой, которая много лет с ним дружила. Остроумные и язвительные рекомендации Воннегута, взятые из его романов, эссе, лекций, статей, интервью и писем, с подробными комментариями Сьюзен Макконнелл вдохновят каждого, кто выбрал писательский путь. Они помогут понять, о чем и для кого писать, где отыскивать истории и как не пропасть в омуте творческого ступора и страха. «Пожалейте читателя» — полезное руководство для начинающих авторов и отличный подарок всем поклонникам творчества Курта Воннегута.

Предпросмотр: Пожалейте читателя. Как писать хорошо.pdf (0,3 Мб)
17

Пиши рьяно, редактируй резво. Полное руководство по работе над великим романом. Опыт писателей: от Аристотеля до Водолазкина

Автор: Апполонов
Альпина Паблишер: М.

Журналист и создатель Telegram-канала «Хемингуэй позвонит» Егор Апполонов в своей книге разбирается в анатомии творчества, обращаясь к опыту выдающихся классиков и писателей современности — Умберто Эко, Алексея Иванова, Джона Стейнбека, Нила Геймана, Алексея Сальникова, Майи Кучерской, Кормака Маккарти, Маргарет Этвуд, Виктора Пелевина, Джеймса Паттерсона, Евгения Водолазкина и многих других. В первой части книги вам предстоит пройти «путь писателя»: от создания романа до его издания. С чего начать работу, как преодолеть писательский блок, где брать идеи, темы, убедительных персонажей и как найти свой стиль. Вы узнаете о подводных камнях самиздата и особенностях работы с издательством. Вторая часть книги — диалоги о ремесле с известными писателями, в которых они делятся своими страхами и сомнениями, советами и секретами мастерства. И помните, что ни одна книга не научит вас быть писателем, но, прочитав эту книгу и проанализировав опыт великих писателей, вы, возможно, поймете, как им стать.

Предпросмотр: Пиши рьяно, редактируй резво. Полное руководство по работе над великим романом. Опыт писателей от Аристотеля до Водолазкина.pdf (0,1 Мб)
18

Пиши ещё! Руководство для начинающего писателя

Автор: Бенке
Альпина Паблишер: М.

Книга-практикум опытного преподавателя творческого письма Карен Бенке адресована всем, кто хочет научиться писать и стихи, и прозу. Автор предлагает читателям не зацикливаться на скучных академических правилах, а дать волю воображению, играть со словами, мыслеформами, рифмами, размерами и идеями. Небольшие разделы, каждый из которых посвящен конкретному творческому приему, состоят из краткой теоретической части, интересного задания, места для его выполнения и примеров того, как это можно сделать. В книге также есть ценные советы известных писателей начинающим.

Предпросмотр: Пиши ещё! Руководство для начинающего писателя.pdf (0,1 Мб)
19

Практика чтения

Автор: Абелюк
Издательский дом ВШЭ

Перед читателем — практическое пособие по медленному, «вопрошающему» чтению со школьниками и студентами произведений А. П. Чехова, А. И. Солженицына, Ф. М. Достоевского, Л. С. Петрушевской. В книгу вошли также читательские комментарии к «Реквиему» А. А. Ахматовой и «Оде на победу» М. А. Тарловского, материалы по теории и практике визуального комментария к литературным произведениям, а также опыты освоения разных художественных языков — мифологического словаря поэзии пушкинского времени и советизмов в художественных контекстах. Книга предназначена для преподавателей литературы и всех заинтересованных читателей.

Предпросмотр: Практика чтения.pdf (0,1 Мб)
20

При свете Жуковского : Очерки истории русской литературы

Автор: Немзер Андрей
Время: М.

Книгу ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (факультет филологии) Андрея Немзера составили очерки истории русской словесности конца XVIII — XX вв. Как юношеские беседы Пушкина, Дельвига и Кюхельбекера сказались (или не сказались) в их зрелых свершениях? Кого подразумевал Гоголь под путешественником, похвалившим миргородские бублики? Что думал о легендарном прошлом Лермонтов? Над кем смеялся и чему радовался А. К. Толстой? Почему сегодня так много ставят Островского? Каково место Блока в истории русской поэзии? Почему и как Тынянов пришел к роману «Пушкин» и о чем повествует эта книга? Какие смыслы таятся в названии романа Солженицына «В круге первом»? Это далеко не полный перечень вопросов, на которые пытается ответить автор. Главным героем не только своей книги, но и всей новой русской словесности Немзер считает великого, но всегда стремящегося уйти в тень поэта — В. А. Жуковского. Об авторе Андрей Немзер — филолог, критик. Родился 10 июня 1957 года. Окончил филологический факультет МГУ, кандидат филологических наук. В 1983-1990 гг. заведующий отделом критики журнала «Литературное обозрение», затем литературный обозреватель «Независимой газеты», газет «Сегодня» и «Время МН». Автор множества статей о современной русской литературе, частично собранных в том «Литературное сегодня» (1998).

Предпросмотр: При свете Жуковского Очерки истории русской литературы.pdf (0,3 Мб)
21

Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе?

Автор: Айзерман Лев
Время: М.

Книга Л. С. Айзермана, заслуженного учителя России, проработавшего в школе 60 лет, посвящена судьбам преподавания литературы. Но она не только о школьных уроках литературы. Она о том, как меняется в нашей жизни отношение к литературе, нравственным устоям, духовным ценностям, эстетическим ориентирам. А потому она адресована не только учителю, но и всем, кого волнуют проблемы нашей современной жизни и нашего будущего, судьбы молодого поколения. Книга рассказывает отцам о детях, а детям — об отцах.

Предпросмотр: Педагогическая непоэма. Есть ли будущее у уроков литературы в школе.pdf (0,1 Мб)
22

Поверженные буквалисты. Из истории художественного перевода в СССР в 1920-1960-е годы

Автор: Азов Андрей
Изд. дом Высшей школы экономики: М.

В книге рассматриваются события из истории раннего советского переводоведения. Обсуждается, как с 1920-х по 1950-1960-е годы в теоретических и критических работах, посвященных переводу, менялось отношение к иноязычному тексту и к задачам, которые ставились перед переводчиком. Разбираются переводческие концепции, допускавшие (и даже провозглашавшие) перевод, сохраняющий необычность и стилистическое своеобразие иноязычного произведения, а также концепции, признававшие лишь перевод, приспосабливающий иноязычное произведение к литературным вкусам и мировоззрению читателя. Показывается, как с помощью критических статей, вооружившись наработанными теоретическими построениями, переводчики вели между собой нешуточную борьбу. В качестве развернутой иллюстрации к описываемому приводится история конфликта между И.А. Кашкиным, предложившим теорию реалистического перевода, и носителями иных переводческих взглядов — Е.Л. Ланном и Г.А. Шенгели. Впервые публикуются архивные документы, относящиеся к полемике Кашкина, Ланна и Шенгели 1950-х годов.

Предпросмотр: Поверженные буквалисты Из истории художественного перевода в СССР в 1920-1960-е годы.pdf (0,1 Мб)
23

Поэтика детектива

Автор: Моисеев Петр
Изд. дом Высшей школы экономики: М.

В монографии рассматриваются вопросы теории детективного жанра, некоторые малоизвестные главы его истории, удачные и не очень удачные примеры соревнования экранизаций детективов с их литературным первоисточником. Показывается, как детективу удается быть по преимуществу головоломкой, не порывая при этом с художественностью. Развенчиваются некоторые популярные мифы о детективе: миф о возможности использования детективного сюжета как «упаковки» для «серьезного реалистического романа», о существовании «жанровых разновидностей» детектива и т.п. Подробно анализируется вопрос о степени близости детектива разным типам поэтики; выдвигается гипотеза о связи детектива с христианским мировоззрением; показывается, какой ценой детективной новелле удалось стать романом, как классики жанра пытались вывернуть детектив наизнанку и почему эти попытки не имели серьезных последствий для истории жанра.

Предпросмотр: Поэтика детектива.pdf (0,1 Мб)
24

Поэтика подблюдных гаданий

Автор: Сатыренко А. С.
Ин-т общегуманит. исследований: М.

Монография кандидата филологических наук А.С. Сатыренко посвящена малоизученному жанру русского устного народного творчества — подблюдным песням. В книге предложен системный анализ подблюдных песен как цикла и дана оригинальная классификация традиционных песенных предсказаний. Материалом для научного анализа стали ранее не публиковавшиеся тексты из архива кафедры русского народного творчества МГУ им. М.В. Ломоносова, относящиеся к вятской региональной традиции.

Предпросмотр: Поэтика подблюдных гаданий.pdf (0,2 Мб)
25

Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя

Автор: Белянин В. П.
Генезис: М.

В книге представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысловой доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией. «Проективный литературный тест», созданный на основе предложенной типологии, в свою очередь, позволяет судить о реальных текстовых предпочтениях читателей и об их личностных особенностях. Отдельная глава посвящена практическому применению новой типологии. Идентификация типологических черт личности по тексту может использоваться для анализа рекламной продукции и определения аудитории, на которую она рассчитана, в судебной психолого-лингвистической экспертизе, при дистанционном анализе личности по речи и т.п.

Предпросмотр: Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя монография.pdf (0,2 Мб)