Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя (250,00 руб.)

0   0
Первый авторБелянин В. П.
ИздательствоМ.: Генезис
Страниц322
ID703374
АннотацияВ книге представлена новая типология художественных текстов, основанная на выявлении эмоционально-смысловой доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определяемое его акцентуацией. «Проективный литературный тест», созданный на основе предложенной типологии, в свою очередь, позволяет судить о реальных текстовых предпочтениях читателей и об их личностных особенностях. Отдельная глава посвящена практическому применению новой типологии. Идентификация типологических черт личности по тексту может использоваться для анализа рекламной продукции и определения аудитории, на которую она рассчитана, в судебной психолого-лингвистической экспертизе, при дистанционном анализе личности по речи и т.п.
Кому рекомендованоКнига адресована специалистам в области психолингвистики, психологии, филологии, а также широкому кругу читателей.
ISBN978-5-98563-426-6
УДК159.9:821.09
ББК83
Белянин, В.П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя : монография / В.П. Белянин .— 2-е изд. (эл.) .— Москва : Генезис, 2016 .— 322 с. — Библиогр.: с. 303-315; Деривативное эл. изд. на основе печ. изд. (М.: Генезис, 2006); Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 322 с.); Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10" .— ISBN 978-5-98563-426-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/703374 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Психологическое_литературоведение._Текст_как_отражение_внутренних_миров_автора_и_читателя__монография.pdf
УДК159.9:821.09 ББК83ÿ2 Б449 Б449 Белянин, В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателÿ [Электронный ресурс] : монографиÿ / В. П. Белÿнин. — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 322 с.). — М. : Генезис, 2016. — Систем. требованиÿ: Adobe Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". ISBN 978-5-98563-426-6 В книге представлена новаÿ типологиÿ художественных текстов, основаннаÿ на выÿвлении эмоционально-смысловой доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение автора, определÿемое его акцентуацией. «Проективный литературный тест», созданный на основе предложенной типологии, в свою очередь, позволÿет судить о реальных текстовых предпочтениÿх читателей и об их личностных особенностÿх. Отдельнаÿ глава посвÿщена практическому применению новой типологии. Идентификациÿ типологических черт личности по тексту может использоватьсÿ длÿ анализа рекламной продукции и определениÿ аудитории, на которую она рассчитана, в судебной психолого-лингвистической экспертизе, при дистанционном анализе личности по речи и т.п. Книга адресована специалистам в области психолингвистики, психологии, филологии, а также широкому кругу читателей. УДК 159.9:821.09 ББК 83ÿ2 Деривативное электронное издание на основе печатного издания: Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя : монография / Â. Ï. Áåëÿíèí. — Ì. : Генезис , 2006.— 320 ñ. — ISBN 978-5-98563-071-4. В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации. ISBN 978-5-98563-426-6 © Издательство «Генезис», 2006
Стр.3
4 Белянин В. Психологическое литературоведение явлении особенностей личности через определение типов создаваемых или предпочитаемых ею текстов. Подобного рода исследования в значительной степени стимулированы разработками в области диагностики личности, воздействия рекламных и политических текстов, юриспруденции (определение авторства текста, а также правдивости намерений автора) и, в свою очередь, служат мощным стимулом для их развития. Возможность выявления личностных особенностей автора по тексту привлекает не только психологов, литературоведов и лингвистов, но также криминалистов, журналистов, кибернетиков, специалистов по логике, этнографии, искусствоведению, герменевтике и философии, не говоря уже о психиатрах. Сочетание психолингвистического, семантического, психопатологического подходов с исследованиями в области психологии личности делает возможным построение операциональной типологии личности, включенной в знаковую культуру. В основе этого принципиально нового подхода к типологии личности лежат следующие положения, сформулированные в результате анализа исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными — психологами, психиатрами, искусствоведами, лингвистами, — а также собственных исследований и размышлений: — каждый языковой элемент обусловлен не только лингвистическими, но и психологическими закономерностями; — за разными текстами стоит разная по типу психология личности: разнообразие психологических типов людей рождает разнообразие текстов; — по созданному личностью тексту можно выявить тип ее акцентуации; художественный текст в ряде случаев порожден акцентуированным сознанием; — организующим центром художественного текста является его эмоционально-смысловая доминанта, отражающая определенный тип акцентуации и влияющая на семантику, морфологию, синтаксис и стиль художественного текста.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................3 Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.......................... 7 Художественный текст как предмет исследования.................................................................. 7 Психологический подход к художественному тексту............................................................................ 14 Психоаналитический подход к художественному тексту............................................................................ 17 Психологический подход к персонажу.....................21 Психиатрический подход к персонажу.....................25 Типологический подход к личности автора............. 33 Эмоционально-смысловая доминанта......................45 Глава 2. ОТРАЖЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ........................................................................ 51 2.1. ПРОЯВЛЕНИЯ ПАРАНОЙЯЛЬНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «СВЕТЛЫХ» ТЕКСТАХ............................................ 55 Типичный «светлый» текст..........................................55 Паранойяльная акцентуация.......................................56 Психолингвистические особенности «светлых» текстов........................................................................... 63 «Активные» тексты как разновидность «светлых» ...................................................................... 72
Стр.317
Оглавление 317 2.2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭПИЛЕПТОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «ТЕМНЫХ» ТЕКСТАХ.............................................78 Эпилептоидная акцентуация.....................................79 Психолингвистические компоненты «темных» текстов........................................................................... 80 Персонажи «темного» текста.....................................85 Образность «темных» текстов.................................. 97 Стилистические особенности «темных» текстов......................................................................... 116 Психологический синтаксис «темных» текстов .... 120 2.3. ПРОЯВЛЕНИЕ ГИПОМАНИАКАЛЬНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «ВЕСЕЛЫХ» ТЕКСТАХ.......... 121 Типичный «веселый» текст....................................... 121 Г ипоманиакальная ацентуация................................. 123 Психолингвистические особенности «веселых» текстов......................................................................... 126 2.4. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИВНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «ПЕЧАЛЬНЫХ» ТЕКСТАХ.................................... 139 Типичный «печальный» текст................................... 139 Депрессивная акцентуация...................................... 143 Психолингвистические особенности «печальных» текстов................................................ 146 2.5. ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТЕРОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «КРАСИВЫХ» ТЕКСТАХ...................................... 161 Демонстративная акцентуация............................... 161 Психолингвистические особенности «красивых» текстов.................................................. 167 2.6. ПРОЯВЛЕНИЕ ШИЗОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ В «СЛОЖНЫХ» ТЕКСТАХ....................................... 190 Шизоидная акцентуация ........................................... 190
Стр.318
318 Белянин В. Психологическое литературоведение Научная фантастика................................................. 194 Конкретная поэзия.................................................. 200 2.7. «СМЕШАННЫЕ» ТЕКСТЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ................................................................. 202 «Светло-печальные»................................................ 204 «Светло-веселые»................................................... 206 «Светло-темные»...................................................... 206 «Светло-красивые»................................................. 207 «Активно-темные»................................................... 208 «Красиво-темные» .................................................. 208 «Печально-темные»................................................. 210 «Печально-веселые».................................................211 «Печально-красивые» ............................................. 215 Глава 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА........................... 221 3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА............................................ 221 Восприятие речевого сообщения.......................... 221 Библиопсихологический подход к проблеме восприятия текста..................................................... 226 Индивидуальные различия восприятия художественного текста......................................... 231 3.2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЧИТАТЕЛЕЙ................................................................ 235 Проективный литературный тест........................... 235 Процедура эксперимента....................................... 244
Стр.319
Оглавление 319 Результаты эксперимента. Индивидуальные предпочтения типов текстов................................... 247 Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕКСТА: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ.................... 263 Библиотерапия.......................................................... 263 Новые информационные технологии. Программа ВААЛ ..................................................... 264 Судебная экспертиза............................................... 266 Пародия как тип текста............................................ 271 Анализ текстов в политической деятельности .... 276 Объявления о знакомствах..................................... 289 Доминанта личности переводчика......................... 292 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................... 298 ЛИТЕРАТУРА 303
Стр.320

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ