УДК159.9:821.09
ББК83ÿ2
Б449
Б449
Белянин, В. П.
Психологическое литературоведение. Текст как отражение
внутренних миров автора и читателÿ [Электронный
ресурс] : монографиÿ / В. П. Белÿнин. — 2-е изд.
(эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 322 с.).
— М. : Генезис, 2016. — Систем. требованиÿ: Adobe
Reader XI либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10".
ISBN 978-5-98563-426-6
В книге представлена новаÿ типологиÿ художественных
текстов, основаннаÿ на выÿвлении эмоционально-смысловой
доминанты авторов. В основе каждого типа текста лежит мироощущение
автора, определÿемое его акцентуацией.
«Проективный литературный тест», созданный на основе
предложенной типологии, в свою очередь, позволÿет судить
о реальных текстовых предпочтениÿх читателей и об их личностных
особенностÿх.
Отдельнаÿ глава посвÿщена практическому применению
новой типологии. Идентификациÿ типологических черт личности
по тексту может использоватьсÿ длÿ анализа рекламной
продукции и определениÿ аудитории, на которую она рассчитана,
в судебной психолого-лингвистической экспертизе,
при дистанционном анализе личности по речи и т.п.
Книга адресована специалистам в области психолингвистики,
психологии, филологии, а также широкому кругу читателей.
УДК
159.9:821.09
ББК 83ÿ2
Деривативное электронное издание на основе печатного издания:
Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних
миров автора и читателя : монография / Â. Ï. Áåëÿíèí. — Ì. :
Генезис , 2006.— 320 ñ. — ISBN 978-5-98563-071-4.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений,
установленных техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-98563-426-6
© Издательство «Генезис», 2006
Стр.3
4
Белянин В. Психологическое литературоведение
явлении особенностей личности через определение
типов создаваемых или предпочитаемых ею текстов.
Подобного рода исследования в значительной степени
стимулированы разработками в области диагностики
личности, воздействия рекламных и политических
текстов, юриспруденции (определение авторства текста,
а также правдивости намерений автора) и, в свою
очередь, служат мощным стимулом для их развития.
Возможность выявления личностных особенностей
автора по тексту привлекает не только психологов,
литературоведов и лингвистов, но также криминалистов,
журналистов, кибернетиков, специалистов по логике,
этнографии, искусствоведению, герменевтике и
философии, не говоря уже о психиатрах.
Сочетание психолингвистического, семантического,
психопатологического подходов с исследованиями
в области психологии личности делает возможным
построение операциональной типологии личности, включенной
в знаковую культуру.
В основе этого принципиально нового подхода к
типологии личности лежат следующие положения,
сформулированные в результате анализа исследований,
проведенных отечественными и зарубежными учеными
— психологами, психиатрами, искусствоведами, лингвистами,
— а также собственных исследований и размышлений:
—
каждый языковой элемент обусловлен не только
лингвистическими, но и психологическими закономерностями;
—
за разными текстами стоит разная по типу психология
личности: разнообразие психологических типов
людей рождает разнообразие текстов;
— по созданному личностью тексту можно выявить
тип ее акцентуации; художественный текст в ряде
случаев порожден акцентуированным сознанием;
— организующим центром художественного текста является
его эмоционально-смысловая доминанта, отражающая
определенный тип акцентуации и влияющая
на семантику, морфологию, синтаксис и
стиль художественного текста.
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................3
Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ПРЕДМЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА.......................... 7
Художественный текст как предмет
исследования.................................................................. 7
Психологический подход к художественному
тексту............................................................................ 14
Психоаналитический подход к художественному
тексту............................................................................ 17
Психологический подход к персонажу.....................21
Психиатрический подход к персонажу.....................25
Типологический подход к личности автора............. 33
Эмоционально-смысловая доминанта......................45
Глава 2. ОТРАЖЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ
ЛИЧНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ТЕКСТАХ........................................................................ 51
2.1. ПРОЯВЛЕНИЯ ПАРАНОЙЯЛЬНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ
В «СВЕТЛЫХ» ТЕКСТАХ............................................ 55
Типичный «светлый» текст..........................................55
Паранойяльная акцентуация.......................................56
Психолингвистические особенности «светлых»
текстов........................................................................... 63
«Активные» тексты как разновидность
«светлых» ...................................................................... 72
Стр.317
Оглавление
317
2.2. ПРОЯВЛЕНИЕ ЭПИЛЕПТОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ
В «ТЕМНЫХ» ТЕКСТАХ.............................................78
Эпилептоидная акцентуация.....................................79
Психолингвистические компоненты «темных»
текстов........................................................................... 80
Персонажи «темного» текста.....................................85
Образность «темных» текстов.................................. 97
Стилистические особенности «темных»
текстов......................................................................... 116
Психологический синтаксис «темных» текстов .... 120
2.3. ПРОЯВЛЕНИЕ ГИПОМАНИАКАЛЬНОЙ
АКЦЕНТУАЦИИ В «ВЕСЕЛЫХ» ТЕКСТАХ.......... 121
Типичный «веселый» текст....................................... 121
Г ипоманиакальная ацентуация................................. 123
Психолингвистические особенности «веселых»
текстов......................................................................... 126
2.4. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕПРЕССИВНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ
В «ПЕЧАЛЬНЫХ» ТЕКСТАХ.................................... 139
Типичный «печальный» текст................................... 139
Депрессивная акцентуация...................................... 143
Психолингвистические особенности
«печальных» текстов................................................ 146
2.5. ПРОЯВЛЕНИЕ ИСТЕРОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ
В «КРАСИВЫХ» ТЕКСТАХ...................................... 161
Демонстративная акцентуация............................... 161
Психолингвистические особенности
«красивых» текстов.................................................. 167
2.6. ПРОЯВЛЕНИЕ ШИЗОИДНОЙ АКЦЕНТУАЦИИ
В «СЛОЖНЫХ» ТЕКСТАХ....................................... 190
Шизоидная акцентуация ........................................... 190
Стр.318
318
Белянин В. Психологическое литературоведение
Научная фантастика................................................. 194
Конкретная поэзия.................................................. 200
2.7. «СМЕШАННЫЕ» ТЕКСТЫ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ
СОЧЕТАНИЙ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ
ЛИЧНОСТИ................................................................. 202
«Светло-печальные»................................................ 204
«Светло-веселые»................................................... 206
«Светло-темные»...................................................... 206
«Светло-красивые»................................................. 207
«Активно-темные»................................................... 208
«Красиво-темные» .................................................. 208
«Печально-темные»................................................. 210
«Печально-веселые».................................................211
«Печально-красивые» ............................................. 215
Глава 3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА........................... 221
3.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА............................................ 221
Восприятие речевого сообщения.......................... 221
Библиопсихологический подход к проблеме
восприятия текста..................................................... 226
Индивидуальные различия восприятия
художественного текста......................................... 231
3.2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ
ЧИТАТЕЛЕЙ................................................................ 235
Проективный литературный тест........................... 235
Процедура эксперимента....................................... 244
Стр.319
Оглавление
319
Результаты эксперимента. Индивидуальные
предпочтения типов текстов................................... 247
Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
ТЕКСТА: ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ.................... 263
Библиотерапия.......................................................... 263
Новые информационные технологии.
Программа ВААЛ ..................................................... 264
Судебная экспертиза............................................... 266
Пародия как тип текста............................................ 271
Анализ текстов в политической деятельности .... 276
Объявления о знакомствах..................................... 289
Доминанта личности переводчика......................... 292
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................... 298
ЛИТЕРАТУРА
303
Стр.320