Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу "Математика" (110,00 руб.)

0   0
АвторыВоищева Ольга Станиславовна, Шишкина Лариса Александровна, Щекунских Светлана Станиславовна, Юрова Яна Александровна
ИздательствоВоронеж
Страниц58
ID590450
АннотацияМетодические рекомендации разработаны на кафедре Информационных технологий и математических методов в экономике экономического факультета Воронежского государственного университета
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1 курса экономического факультета по направлению 38.03.04 «Государственное муниципальное управление»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по курсу "Математика" / О.С. Воищева, Л.А. Шишкина, С.С. Щекунских, Я.А. Юрова .— : Воронеж, 2015 .— 58 с. — 58 с. — URL: https://rucont.ru/efd/590450 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО ВГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по курсу «МАТЕМАТИКА» для студентов 1 курса экономического факультета по направлению «Государственное муниципальное управление» Воронеж 2015 1 Утверждено Научно-методическим советом экономического факультета ( протокол №6 от 19.06.2015) Методические рекомендации разработаны на кафедре Информационных технологий и математических методов в экономике экономического факультета Воронежского государственного университета Составители: к.э.н., доцент кафедры ИТ и ММЭ О.С. <...> Щекунских, старший преподаватель кафедры ИТ и ММЭ Я.А. <...> Рекомендуется для студентов 1 курса экономического факультета по направлению 38.03.04 «Государственное муниципальное управление» 2 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА 1. <...> Определим точки пересечения графика функции с осями координат. <...> На основании пунктов 4,5, найдем промежутки возрастания и убывания, точки экстремума, промежутки выпуклости и точки перегиба. <...> Исследуем функцию на наличие у графика асимптот Найдем вертикальные асимптоты. <...> Используя результаты исследования, строим график функции, предварительно нанеся на чертеж точки пересечения с осями координат, точки экстремума, перегиба и асимптоты. <...> Вычислить несобственный интеграл или доказать, что он расходится 1. <...> 0 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Пример 1. <...> Найти интеграл x 2 4 13 6 7    x x Решение: Преобразуем подынтегральную функцию, выделив в числителе производную знаменателя. <...> Решение: Метод интегрирования дробно-рациональной функции заключается в разложении данной дроби на сумму многочлена и элементарных дробей и последующем интегрированием каждого слагаемого этого разложения. <...> В результате такого сравнения получим систему линейных уравнений относительно неизвестных A,В,С вида 16 следующего х2 A+C=0 х1 2A –A+B-2C=1 х0 -2A+2B <...>
Методические_указания_для_самостоятельной_работы_студентов_по_курсу_Математика.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО ВГУ) МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по курсу «МАТЕМАТИКА» для студентов 1 курса экономического факультета по направлению «Государственное муниципальное управление» Воронеж 2015 1
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ………………4 Методические указания и примеры выполнения заданий……………….7 ТЕМА 2. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ. ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ…………………………………………10 Методические указания и примеры выполнения заданий………………14 ТЕМА 3. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ……………………..21 ТЕМА 4. РЯДЫ…………………………………………………………….22 Методические указания и примеры выполнения заданий………………23 ТЕМА 5. ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ………………………..29 ТЕМА 6. ВЕКТОРНАЯ АЛГЕБРА……………………………………….32 Методические указания и примеры выполнения заданий………………32 ТЕМА 7. ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ…………………………………….38 Методические указания и примеры выполнения заданий………………43 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...47 ПРИЛОЖЕНИЯ 3
Стр.3
18. а) в) 19. а) в) 20. а) в) lim 7x  x  2 2 4 x x0  x  x 4 limx ctg x4 ; lim 2 3x  x  2 lim0 x 2x x  x 4 x 2 3 l 3 2im 2 x x limx0 sin(x ) 2 tg x( / 2) 2 г) ; x arctg(2 ) x x     x x 3 1 ; 5 5 ; ; б) г) б) 3 ; б) г) xlim 3 5 2x   x xlim x(2 5)  2 xlim 1  2 3 4  1 5x ; x xlim1 limx xlim(2 3) x 1 x  x    3 5 3 1 x x   3 /( 1) x ; 3 7 2 1       2x ; Задача № 2. Исследовать функции методом дифференциального исчисления и построить их графики 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13 a) a) a) a) a) a) a) a) a) a) a) a) a) y 3 xx  y  x y  x  x 2 6 1 2 x 2 3 9 (1 ) 2  x 3 y 1/4 ( xx 2 y  1/6 ( 2 3 y  1/4x  x 1 2 y 1/4x  x 4 4 y 12 xx   y x x   2 y x 1/3x 3 3 ( 1) 2 y  ( 1)xx 2 y  x  x 3 2 4 2 3 2 y   1/ 2x 2 4 3) 2 x x 5) 3 б) б) б) б) б) б) б) б) б) б) б) б) б) 6 y xe /1 x x  y  y ln x 2  x x 2 4 2 y x ln y   2 x x y ex x  y x 4   x 3 2 1 y  3 x  y  ( 2)  y x  ( 1)x x y  x y ln y  x 2 4 x x 4 2 x  9 6x e 2 1 x 3x 1 x 3 ; 3 3x 11 6 ; 3/( 2) 2 x  x ; 2
Стр.6
14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. a) a) a) a) a) a) a) y x 3x y 16 ( 1)xx 3 3 y   xx y   x  3 2 x 2 x  (2 )( 1) 3 1 x y x (2 )x  1 2 y     x x x 2 2 3 2 x 3 y 1/4( 4)( 2) 2 3 б) б) б) б) б) б) б) y ln y  x y ln y x x x 3 2 x x    ( 1) ( 1) x x y  3 x x y   y  1 ln x МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ Пример 1. Найти пределы, не пользуясь правилом Лопиталя а) lxim 4 в) lxim 0  x  x 1; tg x x 5x 1 3 4 2 2 ; г) б) lx0im x2 1    x x 2 x x lim(5 2 )  x 2 1 2 /( 2) x  x x ; Решение. а) Знаменатель и числитель дроби стремятся к бесконечностям при x. Имеем неопределенность вида   знаменатель на x в наибольшей степени, т.е. на 4 4 lxim 4  x  2x   1 2/ x 1/ x 3 5x 1 1 lxim 5 1/ x   т.к. при x каждая из дробей x/2 и 1/ x стремятся к нулю. 4 б) Имеем неопределенность вида 0/0. Умножим числитель и знаменатель на выражение 1     . Получим x x 2 1 x x 2 7 4 x , получим 5 4  , 2 ; 4(1 )x e x x 4 2 3 . Разделив числитель и
Стр.7
lim x0 ( 1    x x )( 1    x x ) 2 x x 2  1 lim x0 1 x x2 1 2 x x x x( 1)( 1    x x ) x x 1     x x2 x x 2 ( 1) 2 lim x x0 2 (1 ) 2 (1 ) x     x x 1 в) Воспользуемся первым замечательным пределом lim 1 sin x x x0 lim x0 tgx x  lim x0 2 c 2os 2s 2in x x x 2lim x0 г) Имеем неопределенность вида  замечательным пределом переменной y = 4 – 2x, получим  x lim(5 2 ) x0 2/( 2) x lim(1 ) y y0 2/(2 / 2 2) y  x0 1 , поэтому воспользуемся вторым 1 lim (1 )x x  e .После перехода к новой lim((1 ) y x0 Пример 2. Исследовать функцию f x( )  x x 3 2 3 и построить ее график Решение. Воспользуемся следующей схемой исследования функции. 1. Найдем область определения функции. Функция не определена в точках, где знаменатель обращается в нуль, то есть при Следовательно, 1 3 3 D f     ( 3, 3)  ( ) ( , 3) O(0,0) . ( 3, ) . 2. Определим точки пересечения графика функции с осями координат. Единственной такой точкой будет точка 3. Исследуем функцию на четность, нечетность и периодичность. Имеем ( ) f x) (           ( x ) 3 ( x ) 2 3 x x 2 3 3 f x , то есть функция является нечетной. График нечетной функции симметричен относительно начала 8 1/ y ) 4  e 4 c 2 2 1 os x  2 1 2  . Имеем: x   , x2  .
Стр.8
координат, поэтому исследование функции можно провести лишь для  x 0, 3  . Функция не является периодической.  3, 4. Определим точки возможного экстремума. Для этого найдем производную f x   x    ( )    x 2  3   3  3 (x x    2x 2 2 2 6) (x  3) Приравнивая ее нулю, получаем x1 0 Точки 4,5 2 x 2 3  x x  9) 2 2 ( , x  3, x3 3 2 (x  3) . x   , в которых производная не существует, не являются 3 точками возможного экстремума, так как они не входят в область определения функции. 5. Определим точки возможного перегиба. Для этого найдем вторую производную f x   (x  3) ( )   (  x x  9)  2 2 2 2    x  3) 2     9   x  x  ( 4 2 2      6 (x x  9) 2 2 (x  3) 3 . Вторая производная равна 0 при x = 0. 6. На основании пунктов 4,5, найдем промежутки возрастания и убывания, точки экстремума, промежутки выпуклости и точки перегиба. Результаты исследования удобно оформить в виде таблицы, в которой отражены изменения знака первой и второй производных. X f ( )x f ( )x f ( )x ( 3;0) - + Убывает, выпукла вниз 0 - 0 Точка перегиб а, f(0)=0 (0; 3) - - Убывает, выпукла вниз 3 Не существует Не существует Не существует ( 3;3) - + Убывает, выпукла вниз 7. Исследуем функцию на наличие у графика асимптот Найдем вертикальные асимптоты. Поскольку 9 3 0 + Точка минимума f(3)=4,5 (3;) + + Возрас тает, выпукл а вниз 2 .
Стр.9
x    , lim x 3 0 2 3 3 x x    , lim x 3 0 2 2 3 3 x то прямая x= 3 является вертикальной асимптотой. Найдем уравнение наклонной асимптоты y = kx+b. x k  lxim x f x( ) x  lxim 2 b  lim( ( ) f x kx ) lim(  x   x 3 1 3 x x    x x   2 3 ) lim 3x x 2 3 0 Следовательно, прямая y = x является наклонной асимптотой. 8. Используя результаты исследования, строим график функции, предварительно нанеся на чертеж точки пересечения с осями координат, точки экстремума, перегиба и асимптоты. ТЕМА 2. ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ. ФУНКЦИИ НЕСКОЛЬКИХ ПЕРЕМЕННЫХ Задача №1. Вычислить неопределенные интегралы 1. а)  e x c 2os x в)   273 2 2. а)  x  4) , 3 x dx x ( в)   83 xdx 10 6 s 2 , dx in xdx д) sin xcos xdx 2 3 б) e l 1n(  e dx) , dx x x г)  sin x cosx , б)  xarctgxdx, 3 г) 1    x 3 x 1 1 dx,
Стр.10