Теория художественных пространств В.А. Фаворского и П.А. Флоренского (1920-е годы) . <...> «Новая рациональность» в христианском богословии (по следам книги Ольги Седаковой «Апология разума») . <...> Традиционная иранская керамика как сакральный и повседневный предмет. <...> 215 4 КОСМОС КУЛЬТУРЫ Арам Асоян КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Есть красота у нас, что древним неизвестна… Ш. <...> К этим определениям трудно что-либо прибавить, если исключить, что классическое наследие не является раз и навсегда данным. <...> «Подчеркиваем, писал Бахтин, акцентируя внимание на “диалогической активности познающего”3, – что этот контакт между текстами (высказываниями) 5 Арам Асоян не есть механический контакт “оппозиций”, за этим контактом контакт личностей, а не вещей…»4 У Бахтина были авторитетные предшественники. <...> В этом выходе за свои границы искусство представляет собой возвращение человека внутрь себя самого, нисхождение в свое собственное чувство, благодаря чему искусство отбрасывает всякое прочное ограничение определенным кругом содержания и толкования и его новым святым становится humanus – глубины и высоты человеческой души как таковой, общечеловеческое в его радостях и страданиях, в его стремлениях, деяниях и судьбах. <...> Как верно отмечает Алексей Цветков, эта книга представляет собой попытку «вернуть 13 Арам Асоян центр тяжести на прежнее место, с метода на предмет»48. <...> Но и в этой ситуации классика Ренессанса выдвигала в качестве своего героя не монохромного человека, «небесного» или соприродного, тяготеющего, как сказал бы Ницше, к «земле», каким он и видится автору в «изящном искусстве непослушания», якобы свидетельствующем о многовековой дихотомии в художественном процессе, состоящей из традиции и «непослушания», а проблематичного: таков Макбет, Дон Кихот и т.д. <...> Последнее условие предостерегает от своего рода «хронологического провинциализма» (С. Аверинцев <...> ), о котором Элиот обстоятельно размышлял в своем <...>
Культурология_№1_2014.pdf
Российская академия наук
Институт научной информации по общественным наукам
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Дайджест
2014 № 1 (68)
Издается с 1992 г.
Выходит 4 раза в год
Москва 2014
1
Стр.1
УДК 008
ББК 71.0
К 90
Центр гуманитарных научно-информационных исследований
Отдел культурологии
Серия «Теория и история культуры»
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, зам. председателя,
Г.В. Хлебников – кандидат философских наук,
С.Я. Левит – кандидат философских наук,
Л.В. Скворцов – доктор философских наук, председатель,
Редакционный совет серии:
И.Л. Галинская – доктор филологических наук, главный редактор,
Э.Н. Жук – зам. главного редактора, С.Я. Левит – кандидат
философских наук, Т.Н. Гончарова, И.И. Ремезова – кандидат
философских наук
Ю.Ю. Чёрный – кандидат философских наук
Редакционная коллегия:
кандидат философских наук С.Я. Левит
Редактор-составитель выпуска –
Редакторы – кандидат философских наук И.И. Ремезова,
кандидат филологических наук О.В. Кулешова
Ответственный за выпуск –
Т.Н. Гончарова
К 90
уч.-информ. исслед. Отд. культурологии; Ред. кол.: Галинская И.Л.,
гл. ред., и др. – М.: ИНИОН, 2014. – (Сер.: Теория и история культуры
/ Ред. совет: Скворцов Л.В., пред., и др.). – № 1(68) / Ред.-сост.
вып. Левит С.Я. – 226 с.
ISSN 2073-5588
В сборнике рассматривается комплекс следующих проблем:
Культурология: Дайджест / РАН. ИНИОН. Центр гуманит. натеория
культуры, символизм социальной жизни, философия культуры,
социология культуры, диалог культур, культура повседневности,
лексикон культурологии.
Different cultural problems are considered in this issue, such as:
theoretical problems of culturology; philosophy of culture, sociology of
culture, dialogue of cultures, culture of the everyday life, history of ideas,
symbolism of social life. Acquaintance with ideas of culturologists is the
main precondition of further consideration of the great mystery – man
and his culture. This issue addressed to specialist in the field of culturology,
philosophy, history of culture, cultural and social anthropology.
УДК 008
ББК 71.0
ISSN 2073-5588
© ИНИОН РАН, 2014
2
Стр.2
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
КОСМОС КУЛЬТУРЫ
Арам Асоян. Классическое наследие в эпоху глобализации........ 5
Арам Асоян. Русский экспрессионизм –
фантом или реальность?................................................................ 27
Ю.А. Асоян. Теория художественных пространств
В.А. Фаворского и П.А. Флоренского (1920-е годы) ................. 42
КУЛЬТУРА И ФИЛОСОФИЯ
В.М. Кулькина. Интертекстуальность в контексте философских
исследований.................................................................................. 67
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
А.Л. Чернявский. «Новая рациональность» в христианском
богословии (по следам книги Ольги Седаковой «Апология
разума») .......................................................................................... 81
Е.С. Твердислова. Пазлы в матрице Анджея Валицкого............ 95
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
И.А. Осиновская. Мода и еда ...................................................... 121
Т.Ю. Николаева. Традиционная иранская керамика как
сакральный и повседневный предмет........................................ 141
3
Стр.3
Содержание
ЛЕКСИКОН КУЛЬТУРОЛОГИИ
В.В. Глебкин. Меланхолия........................................................... 153
В.В. Глебкин. Скука ..................................................................... 158
Т.Н. Красавченко. Эстетизм........................................................ 172
ПИСЬМЕНА ВРЕМЕНИ
Вл. Ильин. Судьба людей элиты в нашу эпоху.......................... 178
С.Я. Левит. Гуманитарное знание и вызовы времени. (К 20летию
выхода сериальных изданий ИНИОН РАН).................. 185
РЕЦЕНЗИИ
Т.Б. Любимова. Вселенский огонь ............................................. 215
4
Стр.4