Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №1 2014

ЭСТЕТИЗМ (260,00 руб.)

0   0
Первый авторКрасавченко
Страниц6
ID472674
АннотацияЭстетизм (aesthetic movement, англ.) – направление в английском искусстве и литературе 80–90-х годов XIX в., представленное писателем, теоретиком и историком искусства Уолтером Патером (Пейтер) (1839–1894) и группой поэтов и художников, теоретиков литературы и искусства – Артуром Саймонсом (1865–1945), Обри Бердслеем (1872–1898), Оскаром Уайлдом (1854–1900), Эрнестом Даусоном (1867–1900), Джоном Дэвидсоном (1857–1909) и др., объединившимися вокруг журналов «Желтая книга» (The Yellow Book, 1894–1897) и «Савой» (The Savoy, 1896), своеобразных духовных наследников «Ростка», журнала прерафаэлитов.
Красавченко, Т.Н. ЭСТЕТИЗМ / Т.Н. Красавченко // Вестник культурологии .— 2014 .— №1 .— С. 172-177 .— URL: https://rucont.ru/efd/472674 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.Н. Красавченко ЭСТЕТИЗМ Эстетизм (aesthetic movement, англ.) – направление в английском искусстве и литературе 80–90-х годов XIX в., представленное писателем, теоретиком и историком искусства Уолтером Патером (Пейтер) (1839–1894) и группой поэтов и художников, теоретиков литературы и искусства – Артуром Саймонсом (1865–1945), Обри Бердслеем (1872–1898), Оскаром Уайлдом (1854–1900), Эрнестом Даусоном (1867–1900), Джоном Дэвидсоном (1857–1909) и др., объединившимися вокруг журналов «Желтая книга» (The Yellow Book, 1894–1897) и «Савой» (The Savoy, 1896), своеобразных духовных наследников «Ростка», журнала прерафаэлитов. <...> Патер, связующее звено между прерафаэлитами и эстетами конца XIX в., отверг моральное начало в эстетике как прерафаэлитов, так и историка, искусствоведа Джона Рёскина (1819–1900), оказавшего на них существенное влияние, и отказался от взгляда на искусство как средство воспитания человека в духе добра. <...> На Патера (а через него и на эстетизм 90-х) произвела впечатление (получившая хождение во Франции еще в первой половине XIX в.) доктрина «искусства для искусства», утверждавшая самодостаточность искусства, ненужность для него моральных или политических целей, и в частности эстетика парнасцев, отрицание Теофилем Готье (в предисловии к роману «Мадемуазель Мопен», 1835) прагматического начала искусства, его полезности. <...> В «Очерках по истории Ренессанса» (1873, в последовавших дополненных изданиях – «Ренессанс»), главным образом о художниках и поэтах итальянского Возрождения, Патер писал о «жажде красоты, любви к искусству ради искусства» и обосновывал принцип субъективизма в художественной критике, убежденный, что представление о прекрасном 172 Эстетизм всегда субъективно, объективный критерий просто не существует. <...> В его истолковании произведения художников Возрождения обретают черты аморальности: в загадочной улыбке Леонардовой Моны Лизы он прочитывает «животное начало Греции», сладострастие Рима, мистицизм Средневековья, грехи Борджа <...>