Ильин СУДЬБА ЛЮДЕЙ ЭЛИТЫ В НАШУ ЭПОХУ* Мы уже давно вошли в эпоху скрытого или открытого гонения на подлинную элиту и стремления совершенно элиминировать ее или даже физически убить. <...> Элиту не нужно смешивать с гениальностью, хотя, как правило, гений и есть вершина, увенчание элиты. <...> Ненависть толпы и ординарного человека к гению и крестный путь гения, превращающий того, кто носит этот поистине страшный дар, как бы в человека проклятого, или, во всяком случае, «заклятого», как бы вне закона находящегося, – вещи хорошо известные. <...> «Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к самым характерным признакам человечества», – совершенно справедливо сказал Шопенгауэр. <...> Пушкин вторит ему и бросает толпе вызов: О люди, жалкий род, достойный слез и смеха! <...> Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! <...> 1 Проблемы элиты и ее судьбы в нашу эпоху коллективистического надругания над человеческой личностью и над человеческим достоинством не совсем совпадают с темой гения и его судьбы во всех временах и народах. <...> В старину этот малый коллектив именовался аристократией ума и таланта – такое именование 178 Судьба людей элиты в нашу эпоху было довольно точным – для тех обществ и культур, которые сами стояли на достаточно большой высоте, чтобы выделить из себя, т.е. всех своих клеток сверху донизу, такую аристократию, как правило, редко и лишь частично совпадавшую с тем, что просто именовалось аристократией, т.е. родовой знатью. <...> То же придется сказать о вхождении в элиту аристократии денежной. <...> Так или иначе, но когда мы произносим слово «элита», то всегда мыслим при этом отбор по какому-либо признаку. <...> С тех пор, как родовая аристократия была устранена и частью истреблена в процессе так называемых «буржуазных революций» (во Франции этим истреблением занимались «сенкюлоты» и организованные ими террористические корпорации <...>