Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник культурологии  / №1 2014

ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В.А. ФАВОРСКОГО И П.А. ФЛОРЕНСКОГО (1920-Е ГОДЫ) (260,00 руб.)

0   0
Первый авторАсоян
Страниц25
ID472666
АннотацияВ начале 1920-х годов Павел Флоренский высказал основополагающую идею, которую относил к числу наиболее значимых для себя: «Вся культура, – пишет он, – может быть истолкована как деятельность по организации пространства. В одном случае, это пространство наших жизненных отношений, и тогда соответствующая деятельность называется техникой. В других случаях, это пространство есть пространство мыслимое, мысленная модель действительности», – и тогда оно называется наукой и философией.
Асоян, Ю.А. ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ В.А. ФАВОРСКОГО И П.А. ФЛОРЕНСКОГО (1920-Е ГОДЫ) / Ю.А. Асоян // Вестник культурологии .— 2014 .— №1 .— С. 42-66 .— URL: https://rucont.ru/efd/472666 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФАВОРСКОГО И П.А. ФЛОРЕНСКОГО (1920-е годы) В начале 1920-х годов Павел Флоренский высказал основополагающую идею, которую относил к числу наиболее значимых для себя: «Вся культура, – пишет он, – может быть истолкована как деятельность по организации пространства. <...> В других случаях, это пространство есть пространство мыслимое, мысленная модель действительности», – и тогда оно называется наукой и философией. <...> Важно, что Флоренский не ограничивается формулировкой самой общей идеи, но в духе своей «конкретной метафизики» – проекта, развиваемого им в 20-е годы, приступает к «обследованию» (как он сам это называет) разных типов и способов конструирования культурных пространств – технических, интеллектуальных, художественных. <...> В «Автореферате»2 Флоренский говорил о рассмотрении культурных моделей пространствопостроения как об одном из наиболее продуктивных исследовательских подходов, развиваемых им. <...> И действительно, в сочинении «Мнимости в геометрии» (1922, обложку книги нарисовал В.А. Фаворский)3 он обратился к анализу пространственных моделей науки и философии – «мыслимому пространству» Дантово-Птолемеевой картины мира. <...> Рассмотрению художественно-изобразительных пространств не42 Теория художественных пространств А. <...> Фаворского и П.А. Флоренского посредственно посвящены лекции «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях» и написанная чуть раньше «Обратная перспектива»4. <...> «Обратная перспектива» впервые была издана в 1967 г., в знаменитых выпусках тартуских «Трудов по знаковым системам»5. <...> Вхутемасовские лекции по анализу пространства и времени напечатаны и того позже – их первая публикация относится к 1993 г. Тем не менее есть основания полагать, что намеченный Флоренским подход к искусству как способу организации особых изобразительных пространств был услышан уже современниками. <...> Известно, что он был с энтузиазмом воспринят Львом Жегиным (сын архитектора <...>