Т.Ю. Николаева КАК САКРАЛЬНЫЙ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ ПРЕДМЕТ Керамические бытовые предметы существуют в той или иной форме во всех культурах. <...> Но в одних культурах они не выходят за рамки чисто утилитарных предметов, а в других превращаются в произведения искусства. <...> Керамическое искусство занимает особое место на Востоке, а в Иране ему отведено исключительное место, так как керамика имела широкое распространение и являлась необходимой составляющей различных ритуалов, мифов, традиций. <...> С одной стороны, она является весьма утилитарной вещью, с другой – сакральным предметом, оберегом, соединявшим в себе элементы скульптуры (форму сосуда) и живописи (роспись предмета). <...> Основной сложностью в исследовании традиционной иранской керамики является несогласованность подходов к изучению проблемы. <...> Керамика – это очень материальное искусство, и при его изучении вопросы технологии производства не только влияют на конечный результат исследовательской работы, но иногда и определяют его. <...> В области получения исследовательских материалов и их научных датировок искусствоведы зависят от археологов, но археологические методы не всегда могут дать ответы на вопросы, возникающие у искусствоведов, – в частности, в определении стилистических особенностей керамических предметов и их росписей. <...> Другой проблемой, возникающей в процессе изучения керамики в отечественных исследованиях, является вопрос терминологии, касающейся технологии изготовления. <...> Большинство терминов на русском языке, относящихся к ручному изготовлению керамики, связано, естественно, с изготовлением русской керамики, имеющей свои функциональные и технические особенности, соответствующие климату страны и условиям бытования предметов. <...> Традиционная керамика является феноменом, в котором органически связаны две части – форма и содержание. <...> 142 Традиционная иранская керамика При исследовании иранской керамики следует принимать во внимание, что <...>