Редакционный совет журнала
«Вестник Российского университета дружбы народов»
В.М. Филиппов — председатель
Д.П. Билибин — заместитель председателя
Члены редакционного совета:
Т.М. Балыхина, Н.П. Гусаков, В.В. Давыдов,
В.Н. Денисенко, А.П. Ефремов, А.Я. Капустин, Н.С. Кирабаев,
А.Г. Коваленко, Е.Б. Ланеев, В.Г. Плющиков, Н.К. Пономарев,
Н.А. Черных, В.А. Фролов, В.А. Цвык,
В.Н. Шаронов, В.В. Якушев
Т.О. Сергеева—ответственный секретарь
Редакционная коллегия
серии «Психология и педагогика»
КудиновС.И.
КрупновА.И.
МАНПО, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии
филологическогофакультетаРУДН—
—докторпсихологическихнаук,профессор,д
—докторпсихологическихнаук,профессор,действительныйчлен
главныйредактор
социальной и дифференциальной психологии филологического факультета
РУДН
МАНПО, заслуженный работник высшей школы РФ,
—
заместительглавногоредактора
ИващенкоА.В.—доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель
Новикова И.А.
Барабанщиков В.А.
Панов В.И.
ГагаринА.В.
наукиРФ,Почетный работник высшего образования России, действительный член
МААН,МАП,АГН,профессоркафедрыпсихологииипедагогики филологического
факультетаРУДН—
—кандидат психологических наук, доцент, членкорреспондент
МАНПО,доценткафедрысоциальнойидифференциальнойпсихологиифилологи
ческогофакультетаРУДН —
—доктор психологических наук, профессор, членкоррес
заместительглавногоредактора
ответственныйсекретарьредколлегии
пондент РАО, заведующий лабораторией системных исследований психики Ин
ститутапсихологииРАН—
— доктор психологических наук, профессор, членкорреспондент
членредколлегии
РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития Психологического
институтаРАО—
—докторпедагогическихнаук,профессор,действительныйчленМАН,
членредколлегии
МААН, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятель
ностиРоссийскойакадемиигосударственнойслужбыприПрезидентеРФ—
редколлегии
ИвановаГ.П.—докторпедагогических наук, профессор, профессоркафедрыпси
хологии ипедагогики филологического факультета РУДН, профессор кафедры
социальнойпедагогикиМосковскогогородскогопсихологопедагогическогоунивер
ситета—
членредколлегии
Резников Е.Н.—доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры
социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН,
ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психо
логииИнститутапсихологиРАН—
членредколлегии
Email: VestnikRUDNpsy@yandex.ru
Индекс журнала в каталоге подписных изданий
Агентства «Роспечать»—36432
ISSN 08698732
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2013
член
ействительныйчлен
профессор кафедры
1 Вестник РУДН Серия «Инженерные исследования»
2 Вестник РУДН Серия «Математика. Информатика. Физика»
3 Вестник РУДН Серия «Информатизация образования»
4 Вестник РУДН Серия «Медицина»
5 Вестник РУДН Серия «Философия»
6 Вестник РУДН Серия «История России»
7 Вестник РУДН Серия «Международные отношения»
8 Вестник РУДН Серия «Социология»
9 Вестник РУДН Серия «Политология»
10 Вестник РУДН Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности»
13 Вестник РУДН Серия «Агрономия и животноводство»
14 Вестник РУДН Серия «Русский и иностранные языки и методика
их преподавания»
15 Вестник РУДН Серия «Экономика»
16 Вестник РУДН Серия «Лингвистика»
17 Вестник РУДН Серия «Литературоведение.Журналистика»
18 Вестник РУДН Серия «Психология и педагогика»
19 Вестник РУДН Серия «Всеобщая история»
20 Вестник РУДН Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика»
Уважаемые коллеги!
Российский университет дружбы народов (РУДН) приглашает Вас к со
трудничеству в научном журнале «Вестник РУДН».
«Вестник РУДН» публикует результаты фундаментальных и приклад
ных научных исследований в виде научных статей, аналитических и библи
ографических обзоров и научных сообщений. Тематическая направленность
определяется содержанием серий.
«Вестник РУДН» входит в перечень изданий, публикации в которых
учитываются Высшей аттестационной комиссией России (ВАК РФ) при за
щите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.
Научный журнал «Вестник РУДН» выходитв 20 тематических сериях.
Каждая серия—4 номера в год.
Вы можете оформить подписку через агентство ОАО «Роспечать» в любом
почтовом отделении.
Серия
Индекс
по каталогу
«Роспечать»
18230
18235
18234
18233
18231
18232
20824
20826
20827
20829
11 Вестник РУДН Серия «Вопросы образования: языки и специальность» 20830
12 Вестник РУДН Серия «Юридические науки»
20831
36842
36433
36431
36436
36435
36432
37025
80555
Материалы статей и вопросы по сотрудничеству следует направлять стро
го по адресу редакционной коллегии соответствующей серии.
Контактный телефон: (495) 9550716.
Зав. редакцией журнала «Вестник РУДН» Сергеева Татьяна Олеговна.
Стр.2
ВЕСТНИК
Российского
университета
дружбы народов
Серия
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
2013, № 1
Серия издается с 2003 г.
Российский университет дружбы народов
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в 1993 г.
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В. Активность в структуре духовности личности
студентов РУДН ...........................................................................................................
Кудинов С.И., Чжан Пэн Хао. Сравнительный анализ самореализации российских
и иностранных студентов .............................................................................................
Кудинов С.С., Архипочкина К.В. Самореализация личности педагогов с разным
уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью ................................
Новикова И.А., Толстова Д.А. Психологические особенности молодых людей,
увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами ....................................
Вдовина К.Ю. Психологическая структура общительности у представителей уйгурской
национальности ..............................................................................................
Бабаев Т.М., Котов Л.Н. Особенности структуры мотивации у менеджеров торговой
сферы с разной успешностью профессиональной деятельности ......................
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Клыпа О.В. Психологический контекст древнерусской иконописи ..........................
Чудина Ю.А. Особенности различения цветных объектов в условиях изменения
характеристик фона ......................................................................................................
51
59
5
12
19
28
37
44
Стр.3
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, № 1
Левченко В.В. Состязательные формы межличностного и межгруппового взаимодействия
(опыт зарубежных исследований) ................................................................. 69
Панкратова В.В. Сравнительный анализ концептуальных подходов к изучению
самореализации личности в отечественной и зарубежной психологии ...................... 75
Яглова О.В. Проблема эмоционального интеллекта и его связей с эффективностью
профессиональной деятельности в зарубежной литературе ........................................
Аношкин И.В. Разработка теста рефлексивной общительности ................................
АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ
Вио Ален, Москвичева С.А. Проблема репрезентации языка в сознании его носителей
в условиях языкового приграничья: к вопросу о потребности в карельском
языке ............................................................................................................................. 92
Новиков А.Л., Рыбаков М.А. О психологических функциях метонимии в языке
художественной литературы ........................................................................................
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Макусева Т.Г. Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный
подход ...........................................................................................................................
Воронцова Т.В., Савельева А.В. Правовая культура как общественное явление
и проблемы ее воспитания у учащихся школ ..............................................................
Плугина М.И., Манакина Е.А. Особенности средового воздействия интернатных
учреждений на психосоциальное развитие личности ..................................................
Дмитриев А.А., Верхотурова Н.Ю. К проблеме управления эмоциональным реагированием
учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального
развития ................................................................................................................
Якимчук С.А. Оптимизация адаптации первоклассников северо-восточного региона
к школе .....................................................................................................................
Татаринов Д.А. Реализация межпредметных связей в структуре дополнительного
образования ..................................................................................................................
КОНФЕРЕНЦИИ
Коваленко А.Г., Новикова И.А., Шураева Е.Л. VII Международная конференция
«Личность в межкультурном пространстве» ............................................................... 140
Казаренков В.И. Международная конференция «Современные тенденции в дополнительном
образовании взрослых» ........................................................................ 144
НАШИ АВТОРЫ .....................................................................................................
147
© Российский университет дружбы народов, Издательство, 2013
© «Вестник Российского университета дружбы народов», 2013
106
113
118
124
130
136
98
80
86
Стр.4
BULLETIN
of Peoples’ Friendship
University
of Russia
Series
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS
2013, N 1
Series founded in 2003
Peoples’ Friendship University of Russia
SCIENTIFIC JOURNAL
Founded in 1993
CONTENTS
ACTUAL PROBLEMS OF PERSONALITY PSYCHOLOGY
Ivashchenko A.V., Chkhikvadze T.V. Active Behaviour in Structure of Spirituality of
Personality in Students ...................................................................................................
Kudinov S.I., Chzhan Pan Hao. Comparative Analysis of Self-Realization of Russian
and Foreign Students ......................................................................................................
Kudinov S.S., Arkhipochkina K.V. Personality Self-Realization in Teachers with Different
Levels of Professional Work Satisfaction ..............................................................
Novikova I.A., Tolstova D.A. Psychological Features of Young People Involved with
Social Latin Dancing ......................................................................................................
Vdovina K.Yu. Psychological Structure of Sociability in Uighur Nationality Representatives
...............................................................................................................................
Babaev T.M., Kotov L.N. Specifics of Motivation Structure of Retail Managers with
Different Professional Success Levels .............................................................................
THEORETICAL, METHODOLOGICAL
AND POLEMIC PROBLEMS OF MODERN
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY
Klypa O.V. Psychological Context of Old Russian Iconography .....................................
Chudina Y.A. Discrimination Features of Chromatic Figures in Various Background
Characteristics ................................................................................................................
51
59
3
5
12
19
28
37
44
Стр.5
Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2013, № 1
Levchenko V.V. Rivalry Forms in Interpersonal and Intergroup Interaction (Based on
Foreign Studies) .............................................................................................................
Pankratova V.V. Comparative Analysis of Conceptual Approaches
towards SelfRealization
of Personality in Domestic and Foreign Psychology ......................................
Yaglova O.V. Problem of Emotional Intelligence and its Link With Workplace Performance
in Foreign Literature .......................................................................................................
Anoshkin I.V. Development of Psychological Test on Reflective Sociability ...................
ACTUAL TRENDS OF MODERN PSYCHOLINGUISTICS
Viaut Alain, Moskvicheva S.A. Problem of Language Representation in Native Speaker’s
Mind in Context of Language Border Zone: Studying Need in Karelian Language ...........
Novikov A.L., Rybakov M.A. On Psychological Function of Metonymy in the Language
of Fiction ........................................................................................................................
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
PROBLEMS OF EDUCATION
Makuseva T.G. Organizational Approaches to Education: Poly-Paradigmal Approach ..... 106
Vorontsova T.V., Savelyeva A.V. Legal Culture as Public Phenomenon and Problems
of Forming it in School-Children .................................................................................... 113
Plugina M.I., Manakina E.A. Peculiarities of Foster Home Milieu Influence on Psychosocial
Personality Development .......................................................................................... 118
Dmitriev A.A., Verkhoturova N.Yu. On the Problem of Controlling Emotional Responses
of Elementary School-Age Pupils with Cognitive Development Disorder ............. 124
Yakimchuk S.A. Optimization of Northeastern Region First-Graders’ Adaptation to
School ............................................................................................................................
CONFERENCES
Kovalenko A.G., Shuraeva E.L., Novikova I.A. 7th International Conference “Personality
in the Intercultural Space” .........................................................................................
130
Tatarinov D.A. Realization of Intersubject Connections in Structure of Further Education ... 136
75
80
86
69
92
98
140
Kazarenkov V.I. International Conference “Modern Tendencies in Further Education for
Adults” ........................................................................................................................... 144
OUR AUTHORS ........................................................................................................
147
© Peoples’ Friendship University of Russia, Publishing House, 2013
© «Bulletin of Peoples’ Friendship University of Russia», 2013
Стр.6