О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЯХ МЕТОНИМИИ В ЯЗЫКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ А.Л. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье рассматривается метонимия как особый прием творческого мышления. <...> На основе проведенного анализа языка художественной литературы ХХ в. предлагается помимо лексико-семантических и стилистических функций выделять психологические функции метонимии. <...> Метонимия является особым определенным механизмом речевой деятельности, который представляет собой регулярный (языковой) или окказиональный (речевой, контекстуальный) перенос имени в первом случае с одного класса предметов на другой класс предметов, во втором — на другой единичный объект по определенным законам контекстуальной трансформации. <...> Основанием такой связи значений слов с метонимической структурой является смежность, сопредельность (в пространстве, времени, причинно-следственных связях) обозначаемых предметов, явлений, качеств и признаков, а также процессов, т.е. их соотнесенность с определенным контекстом, ситуацией [1. <...> Традиционно выделяются две основные функции метонимически организованных слов: лексико-семантическая как способ организации в языке и реализации в речи одного из важнейших типов многозначности и стилистическая — создание образности, эстетически значимой структуры текста. <...> В стилистическом аспекте метонимия рассматривается как прием [16] или троп, назначение которого состоит в том, чтобы создавать индивидуальные контекстуальные смыслы, эстетически воздействующие на читателя. <...> Мы предполагаем, что можно говорить как минимум о трех психологических функциях метонимии в языке художественной литературы: 1) порождение особых смыслов слова и создание собственно эстетического эффекта, в основе которых лежат психологические механизмы ассоциативного творческого мышления; 2) отражение психологических особенностей «образа автора» — его эмоционального отношения к героям, к событиям и самому <...>