Журнал руководителя управления образованием Время надежд Каспржак А.Г. Конструирование пространства выбора: муниципальный контекст Имакаев В.Р. <...> Реструктуризация сети образовательных учреждений мегаполиса Кобцева А.А. <...> Издательская фирма «Сентябрь» Журнал руководителя управления образованием 2/2015 КАЛЕНДАРЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ Больше информации и событий в сфере образования — на сайте журнала http://obr.direktor.ru ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА Январь 2015 г. Вступило в законную силу распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Об утверждении концепции ФЦП развития образования на 2016–2020 годы»: http://government.ru/docs/16479/ На пресс-конференции Министерством образования и науки РФ был представлен первый официальный вариант Стратегии развития воспитания в России до 2025 года. <...> ОЦЕНКА КАЧЕСТВА 25 января Утвержден Минюстом приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2015 г. № 10 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394» http://www.garant.ru/hotlaw/federal/604007/#ixzz3QJkSck9J КАДРОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Лучшие российские учителя в 2015 году получат от правительства в общей сложности 200 миллионов рублей. <...> Денежные поощрения выплачиваются по результатам конкурса, правила которого устанавливает Минобрнауки России. <...> Как правило, в экспериментах все участники, кроме одного, были «подсадными утками». <...> Когда независимых испытуемых было двое или когда один из подставных участников получал задание давать правильные ответы, количество ошибок падало более чем в четыре раза. <...> Для меня результаты этих экспериментов еще раз просигнализировали об опасности единого мнения. <...> Как правило, в каждом эксперименте на 18 вопросов 12 раз все «подсадные утки» отвечали неправильно, но в некоторых случаях один или несколько подставных участников были проинструктированы <...>
Журнал_руководителя_управления_образованием_№2_2015.pdf
Журнал руководителя
управления образованием
Время надежд
Каспржак А.Г.
Конструирование пространства
выбора: муниципальный контекст
Имакаев В.Р.
Реструктуризация сети
образовательных учреждений
мегаполиса
Кобцева А.А.
2 (45) 2015
http://obr.direktor.ru
01
d. Издательская фирма «Сентябрь»
Журнал руководителя управления образованием 2/2015
Стр.1
КАЛЕНДАРЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ
Больше информации и событий в сфере образования — на сайте журнала http://obr.direktor.ru
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПОЛИТИКА
Январь 2015 г.
Вступило в законную силу распоряжение от 29 декабря 2014 года
№ 2765-р «Об утверждении концепции ФЦП развития образования на
2016–2020 годы»: http://government.ru/docs/16479/
На пресс-конференции Министерством образования и науки РФ был
представлен первый официальный вариант Стратегии развития воспитания
в России до 2025 года. Обсуждение проекта стратегии будет
проходить с 15 января по май 2015 текущего года.
Документ вступит в силу до 1 июня 2015 года.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
25 января
Утвержден Минюстом приказ Министерства образования и науки РФ
от 16 января 2015 г. № 10 «О внесении изменений в Порядок проведения
государственной итоговой аттестации по образовательным программам
основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г.
№ 1394»
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/604007/#ixzz3QJkSck9J
КАДРОВЫЙ
МЕНЕДЖМЕНТ
Лучшие российские учителя в 2015 году получат от правительства в
общей сложности 200 миллионов рублей. Такое распоряжение подписал
Дмитрий Медведев. Документ опубликован на сайте правительства.
Средства на награждение учителей поступят в региональные бюджеты.
Распределение средств происходит в зависимости от количества детей,
обучающихся в местных школах. Денежные поощрения выплачиваются
по результатам конкурса, правила которого устанавливает Минобрнауки
России.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ
19 января
На сайте Министерства образования и науки РФ опубликовано
Типовое положение об учебно-методических объединениях в системе
общего образования и приказ о его утверждении. Положение определяет
порядок создания и организации таких объединений, управления
ими и основные направления их деятельности.
http://минобрнауки.рф/документы/4901
Стр.2
КОЛОНКА РЕДАКТОРА
НЕГАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ
БОЛЬШИНСТВА
В науке известна серия экспериментов, которая
получила название «Эксперименты Аша». Цель
исследований заключалась в том, чтобы проверить
реакцию людей на поведение большинства.
Как правило, в экспериментах все участники,
кроме одного, были «подсадными утками».
Одним из исследований было следующее. Испытуемым
демонстрировались по порядку две
карточки: на первой изображена одна вертикальная
линия, на второй — три, одна из которых
такой же длины, что и линия на первой
карточке. Задача испытуемых была проста: ответить
на вопрос, какая из трех линий на второй
карточке имеет такую же длину, что и линия,
изображенная на первой карточке.
Когда «заговорщики» не были единодушны
в своем суждении, испытуемые гораздо чаще
не соглашались с большинством.
Когда независимых испытуемых было двое
или когда один из подставных участников
получал задание давать правильные ответы,
количество ошибок падало более чем в
четыре раза.
Для меня результаты этих экспериментов еще
раз просигнализировали об опасности единого
мнения. Как говорил в свое время И. Адизес, если
все думают одинаково, значит думают плохо.
Также вспоминается теория, называемая
«спираль молчания». Она основывается на
утверждении, что человек с меньшей вероятностью
выскажет свое мнение, если чувствует,
что находится в меньшинстве, так
как боится изоляции (игнорирования). Этот
страх служит началом спирали и затем все
увеличивается.
А B C
Подлинному участнику предстояло ответить на
18 вопросов, каждый раз он отвечал последним
в группе. Как правило, в каждом эксперименте
на 18 вопросов 12 раз все «подсадные утки» отвечали
неправильно, но в некоторых случаях
один или несколько подставных участников были
проинструктированы отвечать правильно на
все 18 вопросов.
Что получилось в итоге.
75% испытуемых подчинились заведомо
ошибочному представлению большинства.
1
Фишбейн Дмитрий Ефимович,
главный редактор
В связи с этим, похоже, нам управленчески необходимо
обеспечивать разность мнений, не
позволять большинству негативно влиять на
принятие решений.
Журнал руководителя управления образованием 2/2015
Стр.3
Журнал руководителя управления образованием
Колонка
редактора
от первого лица
Образовательная
политика
Экономика
и право
Оценка
качества
Кадровый
менеджмент
Практика
управления
РЕДАКЦИЯ
Главный редактор
Д.Е. Фишбейн
Ответственный секретарь
М.Г. Драмбян
Редакторы
Ï.Â. Øèâàðåâ,
Н.А. Баранова
2
Негативный эффект большинства ........................................................1
Фишбейн Д. Е.
Времена надежд ......................................................................................4
Каспржак А. Г.
Дополнительное образование в российских регионах:
новая модель управления ....................................................................14
Попов А.А, Аверков М. С., Ермаков С. В.
Конструирование пространства выбора: муниципальный
контекст .................................................................................................20
Имакаев В. Р.
Платные услуги образовательных организаций:
калькуляция стоимости........................................................................30
Никандров В. Г.
Сравнительный анализ результатов ГИА-9 и ЕГЭ
как инструмент принятия управленческих решений .......................42
Скиданова Л. А., Кузнецова Л. И.
Исход НПО: восприятие педагогов и ожидания
преподавательского корпуса ................................................................50
Алашеев С. Ю.
Перспективы применения сетевой формы реализации
образовательных программ .................................................................58
Реморенко И. М., Рожков А. И.
Анализ особенностей реструктуризации сети образовательных
учреждений мегаполиса .......................................................................64
Кобцева А. А.
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
К.М. Ушаков
В.А. Болотов
М.Л. Агранович
А.Г. Каспржак
И.А. Вальдман
Е.В. Василевская
ДИЗАЙН И ВЕРСТКА
Технический редактор
Е.С. Воронова
Макет
А.В. Наровлянский,
Е.С. Воронова
Корректоры
Н.П. Голубцова,
Д.П. Рысаков
ПОДПИСНЫЕ ИНДЕКСЫ
«Ïðåññà Ðîññèè» — 74341
«Ðîñïå÷àòü» — 74341
«ÌÀÏ» — 16526
Редакционная подписка
(495) 710-30-01
shop@direktor.ru
Татьяна Доронина
АДРЕС ДЛЯ ПИСЕМ
115280, Ìîñêâà, à/ÿ 99
ТЕЛЕФОН (495) 710-30-01
E-MAIL obr@direktor.ru
WEB-ÑÀÉÒ
http://obr.direktor.ru
Журнал руководителя управления образованием 2/2015
Стр.4