Имакаев Виктор Раульевич, доктор философских наук, заслуженный работник профессионального образования РФ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВЫБОРА: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Выбор против отбора В последние годы оппозиция «выбор»/«отбор» является принципиальной оппозицией, определяющей развитие/стагнацию российского образования. <...> Конечно же, пока значительная часть российских деятелей образования, будь то учителя и администрация школ, преподаватели вузов, сотрудники органов управления образованием, сознательно или бессознательно противостоят идеям выбора учебных планов, построения индивидуальных образовательных траекторий, самому концепту индивидуализации вообще. <...> Большинство школ, попробовавших индивидуальные учебные планы, вернулись к более привычным и простым моделям профильных групп и классов. <...> Построение пространства выбора в основной школе сталкивается с теми же проблемами. <...> Концепт выбора, согласно которому ученик или студент имеет право решать, что, на каком уровне, у кого и с кем ему изучать, сталкивается с концептом отбора, который предполагает, что взрослые, преподаватели, администрация сами определяют, кого отобрать для изучения того или иного (причем одинакового для всех) учебного плана. <...> Журнал руководителя управления образованием 2/2015 В основе оппозиции «Выбора» и «Отбора» лежит противоположное отношение к субъектности ученика/родителя/студента. <...> Сторонники концепта выбора верят в субъектность ученика, считая, что ученик имеет право на выбор (в том числе ошибочный) той или иной части основной образовательной программы. <...> Работа с субъектностью, основанной на свободном выборе учащихся, предполагает комплекс интенсивных педагогических техник, радикальное изменение модели образовательного процесса. <...> При наличии собственного интереса ученика эффективность педагогической работы резко возрастает. <...> Сторонники концепта отбора не доверяют субъектности учащихся. <...> Они считают <...>