Журнал «Сибирский учитель» включен в перечень ВАК
с декабря 2015 года
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Журнал основан и издается с ноября 1998 года
Выходит один раз в два месяца
Учредители:
Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
(НИПКиПРО)
Главный редактор
Василий Яковлевич Синенко, академик РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель
РФ, ректор НИПКиПРО
Заместитель главного редактора
К. Б. Умбрашко, доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-методической
работе НИПКиПРО
Литературный редактор
Т. В. Савельева
редакционный совет:
О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной
педагогики и специальной психологии НИПКиПРО
В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника
отдела кадровой политики Министерства образования,
науки и инновационной политики
области
Новосибирской
И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической
работе НИПКиПРО
Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор по
информационным технологиям МПГУ, и.о. зав. кафедрой
педагогики и психологии профессионального
образования МПГУ, г. Москва
Е. В. Бондаревская, академик РАО, д-р пед. наук, проф.,
зав. каф. педагогики Педагогического института Южного
федерального университета, заслуж. учитель РФ,
г. Ростов-на-Дону
Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию
НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ
Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного
образования НИПКиПРО
Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. науч. сотрудник научно-методического
отдела коррекционно-развивающего
обучения НИПКиПРО
Корректор Любовь Трошкина
Компьютерная верстка Галины Ястребовой
адрес редакции и издательства:
630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru
Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим
изданиям.
Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016.
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года.
За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет.
Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже
в Международном регистрационном каталоге.
Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print)
Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online)
При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 14.10.16. Формат 60x84/8.
Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,5. Заказ № 48. Тираж 1200 экз.
Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96
© Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2016
Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии
НИПКиПРО
Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института
детства Новосибирского государственного педагогического
университета, проф. каф. коррекционной педагогики
и специальной психологии НИПКиПРО
О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского
регионального ИПКиПРО, г. Кемерово
А. А. Корольков, д-р филос. наук, проф., академик РАО, зав.
каф. философской антропологии и истории философии
РГПУ им. А. И. Герцена, заслуженный работник высшей
школы, г. Санкт-Петербург
А. А. Кузнецов, академик РАО, д-р пед. наук, проф., вицепрезидент
РАО, г. Москва
А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального
образования, ст. науч. сотрудник научно-методического
центра «Современные технологии» НИПКиПРО
С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования,
науки и инновационной политики Новосибирской области
М.
П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., начальник центра
исследований инновационной деятельности в профессиональном
образовании Кузбасского регионального
института развития профессионального образования,
г. Кемерово
Л. А. Сайдакова, канд. геогр. наук, доцент, ведущ. науч.
сотр. научно-методического отдела инклюзивного
образования НИПКиПРО
Ю. В. Сенько, академик РАО, д-р пед. наук, проф. каф.
педагогики высшей школы информационных образовательных
технологий АлтГУ, г. Барнаул
Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального
образования НИПКиПРО,
общего образования РФ
Ответственный секретарь Елена Дударко
Перевод Любови Трошкиной
почетный работник
Стр.1
КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Воспитание историей
Воспитательное влияние исторических событий
трудно переоценить. Это и ратные подвиги
российского народа, носящие освободительный
характер («Кто к нам с мечом придет, тот от меча
и погибнет…»), недавно возникший в России «Бессмертный
полк», интернационально-гуманитарная
составляющая деятельности нашей страны по отношению
к странам, попавшим в тяжелые ситуации.
Наряду с этим стоят колоссальные достижения
нашего народа в промышленности, энергетике,
космосе… Жизнь показала, что творения русских
классиков литературы, музыки, живописи признаны
шедеврами мировой культуры. Можно еще очень долго перечислять наши исторические
достижения, которыми по праву гордится народ, их обеспечивший, и о которых подрастающее
поколение должно знать. И не просто знать, а понимать их позитивную значимость для развития
и бережного сохранения всей цивилизации.
Однако далеко не всегда в средствах массовой информации и в учебниках истории события
отражаются объективно. Иногда это бывают случайные, бессознательные ошибки из-за недостатка
сведений. Но нередко исторические события искажаются целенаправленно.
Покушение на достоверность исторических фактов с незапамятных времен было оружием людей,
которые используют лжесвидетельства в корыстных целях (в том числе и политических) для
себя или целого сообщества. Весьма печально, когда искажение событий, происходивших раньше
или происходящих в данный момент времени, осуществляется с целью деформации духовнонравственного
начала детей (как сейчас, к примеру, на Украине).
Следует учитывать фактор, влияющий на достоверность происходящих событий: начиная с
безобидной (на первый взгляд) бытовой детской лжи, если она остается без внимания, в последующем
у взрослого человека формируется целая система измышлений, не соответствующих истине.
Эти измышления вплетаются в ткань исторических описаний, вводя в заблуждение новые
поколения людей. Справедливости ради необходимо еще раз подчеркнуть, что история искажается,
как мы уже отметили, и вследствие некорректно проведенного исследования тех или иных
событий. В этом случае здесь несоответствие истине событий обеспечено без «злого умысла», изза
небрежности или опоры на недостоверные источники.
Но в последнее время, когда резко усилилась информационная война, целенаправленно в
основу выводов полагаются искаженные факты, а часто и обыкновенная ложь политического характера.
В
таких условиях говорить об объективности исторических событий очень сложно. Требуется
скрупулезный анализ учебников и программ по предмету школьной истории.
Актуальным направлением «воспитания историей» являются проектные исследования детей
по сюжетам отечественной и всеобщей истории, материалам теле- и радиопередач, политические
диспуты и другие активные формы работы с опубликованной исторической информацией.
Важно, чтобы истинность всех событий была глубоко осознана детьми и, как говорят психологи,
«присвоена» ими.
Стр.2