Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Сибирский учитель

Сибирский учитель №1 2015 (45,00 руб.)

0   0
Страниц39
ID316677
АннотацияНаучно-методический журнал. Обсуждаются проблемы образования, описываются новейшие педагогические технологии и методики. В Сибирском учителе Вы познакомитесь с опытом учителей-новаторов и их коллег за рубежом.
Сибирский учитель .— Новосибирск : Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования .— 2015 .— №1 .— 39 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/316677 (дата обращения: 19.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
Тенденции развития современного образования — ориентир проектирования образовательной среды школы / Молокова Анна Викторовна (45,00 руб.)
Проектная деятельность как средство формирования инклюзивной образовательной среды / Шелия Анна Валерьевна (45,00 руб.)
Внеурочная деятельность как ресурс формирования комфортной развивающей образовательной среды / Волчек Марина Геннадьевна (45,00 руб.)
Развитие универсальных учебных действий на уроках обществознания / Киба Оксана Викторовна (45,00 руб.)
Наш Лермонтов / Бахтина Маргарита Борисовна (45,00 руб.)
Развитие познавательной активности учащихся при изучении баллады М. Ю. Лермонтова «Бородино» / Кноль Ольга Юрьевна (45,00 руб.)
Формирование культурологической компетенции обучающихся посредством использования на уроках русского языка элементов этимологического анализа слов (на примере творчества М. Ю. Лермонтова) / Захарова Наталья Владимировна (45,00 руб.)
Лермонтовский бал как средство социализации личности / Коллерова Татьяна Николаевна (45,00 руб.)
Развивающая образовательная среда математического начального образования как условие реализации ФГОС / Смолеусова Татьяна Викторовна (45,00 руб.)
Из опыта создания инженерно-технических классов / Татаринов Михаил Николаевич (45,00 руб.)
Информационная среда коррекционно-развивающей школы / Зайцева Ирина Анатольевна (45,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издается с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца Учредители: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Главный редактор Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ Заместитель главного редактора Л. А. Сайдакова, кандидат географических наук, доцент, ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО Литературный редактор Т. В. Савельева редакционный совет: Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО О. К. <...> Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. <...> Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника отдела министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика», г. Москва И. Л. <...> Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической работе НИПКиПРО Т. И. <...> Бондаревская, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, зав. каф. педагогики Педагогического института Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону Я. Я. <...> Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ Н. Е. <...> Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. <...> 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014 Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии НИПКиПРО О. В. <...> Молокова <...>
Сибирский_учитель_№1_2015.pdf
Журнал «Сибирский учитель» включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) Журнал основан и издается с ноября 1998 года Выходит один раз в два месяца Учредители: Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) Главный редактор Василий Яковлевич Синенко, ректор НИПКиПРО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, професcор, заслуженный учитель РФ Заместитель главного редактора Л. А. Сайдакова, кандидат географических наук, доцент, ведущ. науч. сотр. научно-методического отдела инклюзивного образования НИПКиПРО Литературный редактор Т. В. Савельева редакционный совет: Р. О. Агавелян, д-р психол. наук, проф., директор Института детства Новосибирского государственного педагогического университета, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО О. К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. каф. коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО В. С. Барсукова, канд. биол. наук, заместитель начальника отдела министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Р. С. Бозиев, д-р пед. наук, проф., гл. ред. журнала «Педагогика», г. Москва И. Л. Беленок, д-р пед. наук, проф., проректор по учебнометодической работе НИПКиПРО Т. И. Березина, д-р пед. наук, проф., проректор МПГУ Е. В. Бондаревская, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, зав. каф. педагогики Педагогического института Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону Я. Я. Боргено, проректор по профессиональному образованию НИПКиПРО, заслуженный учитель РФ Н. Е. Буланкина, д-р филос. наук, проф., зав. каф. гуманитарного образования НИПКиПРО Г. Н. Жарова, канд. биол. наук, доц., гл. научн. сотрудник научно-методического отдела коррекционно-развивающего обучения НИПКиПРО Корректор Лилия Виниченко Компьютерная верстка Галины Ястребовой адрес редакции и издательства: 630007, Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96. E-mail: iio99@mail.ru Журнал распространяется по подписке и в розницу. Цена свободная. Относится к производственно-практическим изданиям. Подписной индекс по Объединенному каталогу «Пресса России» — 53016. Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-21098 от 12 мая 2005 года. За тексты рекламных объявлений редакция ответственности не несет. Печатная и электронная версии журнала «Сибирский учитель» 29 ноября 2005 года зарегистрированы в Париже в Международном регистрационном каталоге. Для печатной версии: ISSN 1817-6488 Основное название: Sibirskij ucitel` (Print) Для электронной версии: URL: http://www.sibuch.ru ISSN 1817-6496 Основное название: Sibirskij ucitel` (Online) При перепечатке ссылка на журнал обязательна. Подписано в печать 24.02.15. Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Myriad Pro. Печать RISO. Усл. печ. л. 13,95. Заказ № 9. Тираж 1000 экз. Отпечатано в типографии НИПКиПРО, г. Новосибирск, ул. Красный пр., 2. Тел. (383) 223-56-96 © Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014 Т. И. Горелова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики и психологии НИПКиПРО О. В. Ендропов, д-р мед. наук, проф., зав. каф. физической культуры и спорта НИПКиПРО А. А. Корольков, д-р филос. наук, действительный член РАО, зав. кафедрой философии РГПУ им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург О. Г. Красношлыкова, д-р пед. наук, проф., ректор Кузбасского регионального ИПКиПРО, г. Кемерово А. В. Молокова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. начального образования, науч. сотрудник научно-методического центра «Современные технологии» НИПКиПРО С. А. Нелюбов, д-р пед. наук, доцент, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Ю. В. Сенько, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, зав. каф. педагогики АлтГУ М. Ю. Тарасова, канд. пед. наук, учитель русского языка и литературы высш. квалиф. категории гимназии № 10 г. Новосибирска А. И. Таюрский, д-р пед. наук, проф., действительный член РАО, председатель Сибирского отделения РАО, г. Красноярск Ответственный секретарь Елена Дударко Перевод Любови Сивириной регионального института развития профессионального образования, г. Кемерово в России и за рубежом Кузбасского М. П. Пальянов, д-р пед. наук, проф., зав. лабораторией сравнительного анализа систем профессионального образования Т. В. Смолеусова, канд. пед. наук, доц., проф. каф. начального образования НИПКиПРО, почетный работник общего образования РФ Д. И. Фельдштейн, д-р психол. наук, проф., вице-президент РАО, действительный член РАО, г. Москва
Стр.1
АБРИС ПРОБЛЕМЫ УДК 37.014.3 Анна Викторовна МолокоВА, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск Юрий Григорьевич МолокоВ, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, начальник научно-методического центра «Современные технологии» Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск Тенденции развития современного образования — ориентир проектирования образовательной среды школы Мировой опыт показывает, что поэтапное развитие общества провоцирует кризис системы образования, обостряя при этом возникающие противоречия. Авторы предлагают рассмотреть основные тенденции развития образовательной системы нашей страны с позиций устранения противоречий в проектировании образовательной среды школы. Ключевые слова: противоречия образования, проектирование, тенденции развития, реформирование образования, принципы. Anna V. MolokoVA, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the Primary Education Department, Novosibirsk Teachers’ Upgrading and Retraining Institute, Novosibirsk Yury G. MolokoV, candidate of pedagogical sciences, senior researcher, head of the Modern Teaching Technologies Centre, Novosibirsk Teachers’ Upgrading and Retraining Institute, Novosibirsk Modern Education Progress Tends as a Reference Point for a School Educational Environment Projecting World experience shows that the stage-by-stage development of the society provokes a crisis in the system of education by increasing the appeared antagonisms. We propose to examine the main progress trends of the Russian educational system from the standpoint of eliminating contradictions in the school educational environment projecting. Keywords: antagonisms of education, projecting, progress trends, educational reforms, principles. П роектирование образовательной среды школы начинается с анализа проблем ее развития [1]. Эти проблемы вполне могут быть не только частными, обусловленными спецификой социокультурной среды, особенностями ученического и учительского сообществ, финансово-экономическими и материально-техническими условиями, но и объективными, связанными с тенденциями развития образования в целом. Актуальность рассмотрения тенденций обусловлена необхо№ 1 (98) январь—февраль 2015 димостью понимать то, что еще не оформилось в закономерные изменения, но уже фиксируется как направление развития, может формироваться и корректироваться. Знать о тенденциях, анализировать их крайне важно для самоопределения и принятия адекватных решений — педагогических и организационных. Что такое тенденции и как они возникают? Это направление в движении, развитии чего-либо. Чаще всего этот термин имеет позитивный контекст. Но на практике к выявленным тенденциям развития образования 5 сибирский учитель
Стр.2
АБРИС ПРОБЛЕМЫ может быть различное отношение. Дело в том, что с одной стороны, тенденции формируются независимо от каждого персонально. С другой стороны, тенденции могут быть выделены и осмыслены каждым человеком в том случае, если фиксируются стремления, намерения, единая направленность взглядов, идей, действий многих людей. Источником развития тенденций в образовании являются международный опыт и государственные решения. При этом сами решения зачастую обусловлены выделенными и осмысленными тенденциями развития образования. Какие тенденции в развитии образования относятся к общемировым? Противоречивость в состоянии и статусе систем образования часто выделяют в качестве одной из первых в ходе аналитических обзоров международного уровня. Объяснением возникающей в разных уголках планеты тенденции является тот факт, что достижения в сфере образования обеспечивают технологические открытия и изменения в жизни общества. Каждый следующий этап развития общества сразу же характеризуется кризисом системы образования. Так, в информационном обществе знания становятся источником прибыли, возникает острая необходимость в их постоянном обновлении, что требует серьезных затрат государства. Одновременно система образования в перешедших на следующий уровень развития странах признается основой суверенитета и национальной безопасности. Например, Англия охраняет исторически сложившуюся систему образования от внешних изменений. В США эта система целенаправленно строится на основе передовых и проверенных временем научных рекомендациях ученых разных стран, а затем настойчиво рекомендуется другим государствам. Германия опирается на научные идеи национальной научной школы и решает экономические задачи через целенаправленную дифференциацию по уровню способностей обучающихся. Страны с другим уровнем развития производства зачастую стремятся обеспечить свою независимость среди прочего реформированием систем образования по образцу ведущих государств мира. При этом заимствование моделей постиндустриального образования странами аграрного, доиндустриального уровня развития приводят к необоснованным экономическим затратам и снижению качества образования, жизни населения в целом. Тенденция преодоления отсталости развивающихся стран посредством развития образования имеет особое значение. С одной стороны, развитые страны вкладывают средства в системы образования развивающихся стран для обеспечения достаточного уровня квалификации наемной рабочей силы и получения большей экономической прибыли. С другой стороны, решается проблема социальной напряженности и снимается риск двойного технологического разрыва 6 в развитии разных стран, чреватого социальными потрясениями. Компенсация недостатков и противоречий традиционной школьной системы неформальным образованием также становится все более распространенным явлением в мире. Например, правительства ряда стран Европы приняли к сведению доклад ЮНЕСКО, где, в частности, сказано: «Необходимо формировать компетенцию "Учиться жить"», то есть образование не должно больше ограничиваться стенами школы. В результате в большинстве стран Евросоюза все существующие учреждения независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях. Крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров (экономия ресурсов, контроль содержания) и просвещением населения (маркетинговый ход). Часто упоминается в различных научных источниках тенденция гуманизации и гуманитаризации образования. Суть этой тенденции в переходе от знаниевой организации к гуманистической личностно-ориентированной парадигме образования. От обучения всему — к обучению умению учиться. Формирование и развитие желания учиться становится одной из приоритетных целей образования во всем мире. Проявление этой тенденции в практике образования состоит в реализации принципа: главное не багаж знаний, а воспитание и развитие личности, способной к самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств ИКТ на основе общечеловеческих ценностей. Созвучна с названной в части социального запроса и объективной необходимости развития человечества тенденция непрерывности образования. Ее яркое проявление обусловлено, с одной стороны, обострением проблемы образования взрослых из-за социально-экономической необходимости, требующей существенных ресурсных вложений. С другой стороны, возникла и требует практического решения необходимость целенаправленно формировать мотивацию к саморазвитию личности с первых лет системного обучения. Особое значение для развития образовательных систем различного уровня имеет тенденция глобализации и интеграции образования. Общеизвестно, что образование — общественный капитал, выгоду от образования получает сам человек, предприятие, где он работает, и государство. Отсюда — софинансирование в сфере образования как проявление этой тенденции в ряде стран мира. Кроме того, развитие мирового рынка образовательных услуг — одно из средств преодоления противоречий в развитии современного образования. Бюджет этого рынка сопоставим с бюджетом отдельных государств. Отсюда — потребность, с одной стороны, в развитии академической мобильности и, с другой стороны, в реализации мер государственной № 1 (98) январь—февраль 2015 сибирский учитель
Стр.3