Новосибирский государственный педагогический университет
Институт философии и права СО РАН
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ¹ 1 (58) 2015
Всероссийский научный журнал
Редакционная коллегия
Н. В. Наливайко
главный редактор,
доктор философских
наук, профессор,
директор
НИИ ФО НГПУ
В. И. Паршиков
заместитель
главного редактора,
доктор философских
наук, профессор
Т. С. Косенко
ученый секретарь
журнала, кандидат
философских наук
Учредители:
ФГБОУ ВПО
«Новосибирский
государственный
педагогический
университет»
Научно-исследовательский
институт
философии
образования
Институт
философии и права
СО РАН
Журнал основан
в 2001 г.
Выходит 6 раз в год
Журнал
зарегистрирован
Федеральной
службой по надзору
в сфере связи,
информационных
технологий
и массовых
коммуникаций
ПИ № 77-12553
от 26 апреля 2002 г.
© НИИ ФО НГПУ,
2015
Å. Â. Ушакова
А. Хогенова
À. Í. Чумаков
Н.М. Чуринов
К. К. Бегалинова
Е. В. Брызгалина
À. Ä. Ãåðàñ¸â
А. А. Грякалов
À. Æ. Жафяров
А. А. Корольков
Á. Î. Майер
Â. È. Панарин
Н. Пелцова
доктор философских наук, профессор (Казахстан)
кандидат философских наук, доцент (Москва)
доктор биологических наук, профессор, ректор НГПУ
доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
доктор физико-математических наук, чл.-корр. РАО
доктор философских наук, профессор,
академик РАО (Санкт-Петербург)
доктор философских наук, проректор по науке НГПУ
доктор философских наук
доктор философских наук, профессор (Чехия)
È. À. Пфаненштиль доктор философских наук, профессор (Красноярск)
Í. Ñ. Рыбаков
Í. À. Ряписов
доктор философских наук, профессор (Псков)
доктор экономических наук, проректор по учебной
работе НГПУ
Î. Í. Смолин
Â. Ñ. Ñò¸ïèí
Â. Â. Целищев
Я. С. Турбовской
доктор философских наук, зам. председателя Комитета
по образованию Государственной Думы РФ (Москва)
академик РАН (Москва)
доктор философских наук, директор
Института философии и права СО РАН
доктор педагогических наук, профессор,
академик АПСН (Москва)
доктор философских наук, профессор (Барнаул)
доктор философских наук, профессор (Чехия)
доктор философских наук, профессор (Москва)
доктор философских наук, профессор (Красноярск)
СОДЕРЖАНИЕ
Слово редактора ................................................................................................................................. 3
Раздел I
ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
И ГЕОПОЛИТИКИ
Бегалинова К. К., Бегалинов А. С. (Алматы). Особенности
образовательной системы в условиях глобализации............................................ 5
Пфаненштиль И. А., Яценко М. П. (Красноярск). Влияние
геополитических факторов на становление образования ............................... 14
Ашилова М. С. (Алматы), Наливайко Н. В. (Новосибирск). Глобализация
образования и глобальные вызовы современности ........................................... 26
Раздел II
ФИЛОСОФСКОЕ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ) РАССМОТРЕНИЕ
НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Абрамова М. А., Костюк В. Г., Гончарова Г. С. (Новосибирск). Влияние
самоидентификации и ценностных ориентаций молодежи
на выбор образовательных стратегий........................................................................ 38
Олейникова О. Д., Сапрыгин Б. В. (Новосибирск). Экзистенциальное
направление философии образования ....................................................................... 49
Андронникова О. О. (Новосибирск). Влияние индивидуального опыта
на виктимизацию личности подростка...................................................................... 58
Стр.1
Степаненко Л. В. (Новосибирск). Формирование ценностных ориентиров
личности обучающегося в контексте модернизации российского
высшего профессионального технического образования (социальнофилософский
аспект) ............................................................................................................ 69
Зыбина Л. Н. (Новосибирск). Ценностные ориентации студентов
в период обучения в вузе .................................................................................................... 75
Примеров Н. А. (Новосибирск). Роль и место гармони в процессе
формирования нравственных качеств современной молодежи ................... 84
Фоменко С. И. (Новороссийск). Законы проектирования
патриотического воспитания
в военных образовательных учреждениях ............................................................... 95
Раздел III
ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Куликова Д. Н. (Новосибирск). Проблемы реализации инклюзивного
образования в условиях трансформации высшего образования
в России: к постановке вопроса .................................................................................... 104
Зиневич О. В., Дегтярева В. В. (Новосибирск). Инклюзивное образование
как форма реализации политики инвалидности
в современных условиях: к постановке проблемы ............................................ 115
Раздел IV
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО
ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Сапрыгин Б. В., Веркутис М. Ю. (Новосибирск). О подходе к образованию
в свете концепции «неявного знания»
(на примере преподавания иностранного языка) ............................................. 126
Бобриков В. Н., Равочкин Н. Н. (Кемерово). Развитие
профессионально-педагогической мобильности преподавателей
гуманитарного цикла (на примере кафедры «Государственное
и муниципальное управление») .................................................................................. 136
Чекалева Н. В. (Омск). Проблемы оценки компетенций студентов вуза ...... 146
Шаляпин О. В. (Новосибирск), Рабилова З. Ж. (Алматы). Активизация
творческой деятельности студентов
на занятиях пленэрной живописью ........................................................................... 156
Ерохина Е. А., Мадюкова С. А., Персидская О. А. (Новосибирск).
Межэтническое сообщество Республики Алтай:
этносоциальные и этнокультурные процессы .................................................... 165
Раздел V
Информация
Стенограмма заседания круглого стола «Гуманитарные науки
и гуманитарное образование» ...................................................................................... 178
Стенограмма вебинара «О целях и целеполагании в образовании» ................. 207
Правила оформления статей для авторов и заявление
об этике публикаций и недобросовестной практике ....................................... 232
Редакция журнала «Философия образования» признает требования
соблюдения этики научных публикаций и заявляет об отсутствии
злоупотреблений служебным положением.
Журнал включен
в Перечень ведущих
рецензируемых
научных изданий
и журналов,
рекомендуемых ВАК
для публикации
основных научных
результатов
диссертаций
на соискание ученых
степеней кандидата
и доктора наук
Журнал размещен
в НЭБ и включен
в базу данных РИНЦ
Издание подготовлено
при финансовой
поддержке
ГОО «Новосибирское
философское
общество»
Редактор
Å. À. Бутина
Переводчик
Л. Б. Вертгейм
Оператор
электронной верстки
Í. À. Бутин
Набор
Ò. Ñ. Косенко
Адрес редакции:
630126, Новосибирск,
óë. Вилюйская, 28
ò. 244-16-71
Подписано в печать
25.02.2015
Формат 70x100/16
Печать офсетная.
Бумага офсетная.
Усл.-печ. 22.3 л.
Уч.-изд. 24.0 л.
Тираж 1000 экз.
Цена свободная
Заказ №
Издательство
СО РАН, 630090
Новосибирск,
Морской проспект, 2
Стр.2
Novosibirsk State Pedagogical University
Institute of Philosophy and Law of the Siberian Branch
of the Russian Academy of Sciences
PHILOSOPHY OF EDUCATION ¹ 1(58) 2015
All-Russian scientific journal
Editorial Board:
N. V. Nalivayko
Editor-in-chief, Doctor
of Philosophical Sciences,
Professor, Director
of the Research Institute
of Philosophy of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical University
V. I. Parshikov
Assistant Editor-in-chief,
Doctor of Philosophical
Sciences,
Professor
T. S. Kosenko
Scientific Secretary
of the journal,
Candidate
of Philosophical Sciences
The founders
of the journal:
Novosibirsk State
Pedagogical University,
the Research Institute
of Philosophy
of Education Institute
of Philosophy and Law
of the Siberian Branch
of the Russian Academy
of Sciences
The journal is based
in 2001 Leaves 6 yearly
The journal is registered
by Federal service
on supervision
in sphere
of communication,
information technologies
and mass communications
PI
№ 77-12553 from
April, 26th, 2002
© The Research Institute
of Philosophy
of Education
at Novosibirsk State
Pedagogical
University, 2015
All rights reserved
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Kazakhstan)
Candidate of Philosophical Sciences, Docent (Moscow)
Doctor of Biological Sciences, Professor, Rectorof Novosibirsk
State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Professor
(Saint-Petersburg)
Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Corresponding
Member of the Russian Academy of Education
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Academician
of the Russian Academy of Education (Saint-Petersburg)
Doctor of Philosophical Sciences, SciencePro-Rector
of Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Pskov)
Doctor of Economics Sciences, Professor, Pro-Rectorof
Novosibirsk State Pedagogical University
Doctor of Philosophical Sciences, Deputy Chair of the State
Duma Committee on Education (Moscow)
Academician of the Russian Academy of Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Directorof the Institute of Philosophy
and Law of the SiberianBranch of the Russian Academy of
Sciences
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Academicianof the
Academy of Pedagogical and Social Sciences (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Barnaul)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Prague)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Moscow)
Doctor of Philosophical Sciences, Professor (Krasnoyarsk)
CONTENT
From the edition..........…………………………………………………….. ................................................ 3
Part I. EDUCATION IN THE CONDITIONS OF MODERN GLOBALIZATION
AND GEOPOLITICS
Begalinova K. K., Begalinov A. S. (Almaty). Features of educational system
in the conditions of globalization .......................................................................................... 6
Pfanenshtil I. A., Yatsenko M. P. (Krasnoyarsk). The influence of geopolitical
factors on the formation of education .............................................................................. 15
Ashilova M. S. (Almaty), Nalivayko N. V. (Novosibirsk). Globalization
of education and the global challenges of modern era ............................................... 27
Part II. PHILOSOPHICAL (EXISTENTIAL) CONSIDERATION
OF MORAL FOUNDATIONS AND VALUE ORIENTATIONS
OF MODERN EDUCATION
Abramova M. A. , Kostyuk V. G. , Goncharova G. S. (Novosibirsk).
The influence of self-identification and the value orientations
of youth on the choice of educational strategies .......................................................... 40
Oleinikova O. D., Saprygin B. V. (Novosibirsk). Existentialist direction
in the philosophy of education ............................................................................................ 50
K
.
K
.
E
.
e g y
B z sy ar r B e. G
.
g a o
a l v
l in n
i
V
A
.
D
.
A
.
o a
v
a
A
G
r
A
.
y
a
Z
k
h
a
.
l
o
Z
A
v
h
.
a
A
fy
.
a
r
K
o
o
B
.
v
r
o
l
’
O
.
k
o
v
V
M a
. P
a
y
e
I l. c n o v
. R a
A S .
N
.
P v n v
y
a a s
n
I
.
r
i
P
f
N
.
N
.
o e k o
e a a sb iy p
h
. R
A
O
.
N
.
S
t
r
n
i
l
m n h
V V. . S T. s S et ie sp hi c
o
l
i
n
l
V
.
Y
a
.
S
.
T
u
E
.
r
e
v
b
o
v
s
k
o
i
V g u i
H C u
U n
A .
.
A
N
.
N
.
M
.
C
h
s oh v a o
. e m n
a a k v
o h r
k
o
v
o
v
a
Стр.3
Andronnikova O. O. (Novosibirsk). The influence of individual experience
on the victimization of the teenager’s personality ....................................................... 59
Stepanenko L. V. (Novosibirsk). Formation of the value orientations
of the personality of the student in the context of modernization
of russian higher professional technical education
(a social-philosophical aspect) ............................................................................................. 70
Zybina L. N. (Novosibirsk). Value orientations of students during
the university education ......................................................................................................... 76
Primerov N. A. (Novosibirsk). The role and place of harmonica
in the formation of moral qualities of today's youth ................................................... 85
Fomenko S. I. (Novorossiysk). Laws of designing the patriotic upbringing
in the military educational institutions ............................................................................ 96
Part III. INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA
Kulikova D. N. (Novosibirsk). Problems of realization of inclusive education
in the conditions of transformation of higher education in Russia:
to the statement of the question ....................................................................................... 105
Zinevich O. V., Degtyareva V. V. (Novosibirsk). Inclusive education
as a form of the disability policy implementation in the current conditions:
on the formulation of the problem .................................................................................. 117
Part IV. TOPICAL PROBLEMS OF MODERN DOMESTIC EDUCATION
Saprygin B. V., Verkutis M. Yu. (Novosibirsk). On an approach to education
in the light of the tacit knowledge conception
(on the example of foreign language teaching) .......................................................... 127
Bobrikov V. N., Ravochkin N. N. (Kemerovo). The development
of the professional-pedagogical mobility of the teachers of humanities
at the chair of state and municipal management ....................................................... 137
Chekaleva N. V. (Omsk). The problems of assessing the competences
of higher education students ............................................................................................. 147
Shalyapin O. V. (Novosibirsk), Rabilova Z. Zh. (Almaty). Activation
of creative activity of students at the plein air painting lessons .......................... 157
Erokhina E. А., Madyukova S. А., Persidskaya O. А. (Novosibirsk).
Interethnic community of the Altay Republic: ethnosocial
and ethnocultural processes .............................................................................................. 166
Part V. INFORMATION
Transcript of the meeting of the Round table «Humanities and education
in the humanities» .................................................................................................................. 178
Transcript of the webinar «On goals and goal-setting in education» ......................... 207
Formatting rules for authors and publication ethics
and malpractice statement ................................................................................................. 235
PHILOSOPHY
OF EDUCATION
¹ 1 (58) 2015
The journal is included
in the list
of the leading
reviewed scientific
editions and journals
that are recommended
by the State
Commission
for Academic
Degrees and Titles
(VAK) for publication
of basic scientific
results
of the Candidate
of Science and
Doctor of Science
dissertations.
The journal is
included
in the Russian
scientific citation
index.
Editor
E. A. Butina
Translator
L. B. Vertgeym
Electronic
make-up operator
N. A. Butin
Editors address:
630126 Novosibirsk,
Vilyuiskaya, 28
Tel. (383)244-16-71
Signed for printing
25.02.2015
Format 70x100/16.
Offset printing.
Offset paper.
Printer’s sheets: 22.3.
Publisher’s
sheets: 24.0.
Circulation
1000 issues.
Order №
Siberian Branch
of the Russian
Academy of Sciences
Стр.4
СЛОВО РЕДАКТОРА
Перед вами, дорогой читатель, первый номер журнала «Философия образования»
2015 г., 58-й с момента издания. Добавим еще 7 журналов на
английском языке – приложение, издаваемое в Праге (Карлов университет).
Итого – 65 журналов. Через несколько дней нашему журналу исполнится
15 лет, как и научно-исследовательскому институту Философии образования
Новосибирского государственного педагогического института.
Пришло время подвести некоторые итоги.
Созданный на базе Института философии и права СО РАН и Новосибирского
государственного педагогического университета журнал ведет свои
исследования по своему стержневому направлению – «философия образования:
проблемы формирования и сущность концепции». На страницах
журнала широко представлены исследования спектра проблем методологии
философии образования, методологии педагогики и образовательной
практики, от постановки и решения которых зависит будущее отечественного
образования. Все 15 лет на страницах журнала публикуются статьи
на философские, психологические, педагогические, социологические
и другие темы, анализируются актуальные проблемы настоящего дня,
существующие как в обществе, так и в самой системе образованиявоспитания.
Так,
в предъюбилейном 2014-м г. публиковались исследования вопросов
ответственности образования перед властью и власти перед
образованием, где показаны задачи образования в удовлетворении потребности
общества в качественных трудовых ресурсах, констатирована
необходимость значительного повышения ответственности власти за
обеспечение приоритетного характера развития и преобразования высшей
школы. Большое внимание уделялось исследованию глобального
образования как особой «мегасистемы», в которой реализуются цели,
обеспечивается единство национальной и мировой образовательной политики.
Анализировались проблемы обеспечения культуры безопасности
в образовании как средства безопасного развития общества и государства.
Специальное внимание уделялось проблемам противоречий
российской образовательной системы между требованиями усложняющегося
информационного социума, динамичного техногенного производства
и существующим уровнем образовательно-воспитательной системы,
социально-профессиональной зрелости молодежи, обоснованию
путей его преодоления и др.
На базе журнала в качестве приложения издается серия коллективных
и индивидуальных монографий, учебных пособий, сборников статей под
общей рубрикой «Философия образования». Как и в публикациях журнала,
3
Стр.5