Философия образования, № 1(58), 2015 УДК 13+37.0 ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И. А. <...> Пфаненштиль, М. П. Яценко (Красноярск) В статье отмечается, что на современном этапе человечество столкнулось с системно-глобальным мегакризисом, который связан с тем, что человечество в своем развитии подошло к некой антропологической границе, когда оказались исчерпанными все прежние смыслы Homo sapiens. <...> Указанная трансформация получает такое широкое распространение в мире, что можно говорить о некой тенденции, угрожающей основам современной цивилизации. <...> Грядущую биполярность сторонники данной концепции определяют как противостояние «цивилизационное», считая, что необходимо создать предсказуемый, справедливый и гуманный мир, а такое кардинальное изменение нынешнего мироустройства предполагает переход от однополярного мира к миру многополярному. <...> Авторы полагают, что сегодня при геополитическом теоретизировании имеет смысл перенести акценты с глобальной картины (исследований миропорядка) на «средний уровень». <...> Оптимальной единицей анализа мог бы стать регион как некая геополитическая, геокультурная и геоэкономическая целостность, демонстрирующая динамический момент в геополитическом анализе (трансграничный характер, изменчивость контуров, смена доминантных региональных держав, культурные, этнические и демографические трансформации). <...> По нашему мнению, не лишены смысла и попытки регионального геополитического анализа Европы или постсоветского пространства. <...> Идеология насильственной глобализации приводит к игнорированию уникального регионального опыта, имеющего вековые традиции. <...> Однако региональный опыт устойчивого существования представляется наиболее интересным, поскольку а) он отслеживает реальную быстроменяющуюся жизнь; б) является доступным, потому что изложен не сухим научным © Пфаненштиль И. А., Яценко М. П., 2015 Пфаненштиль Иван Алексеевич – доктор философских <...>