Наш номер выходит в исторически значимый момент, Главный редактор Айшат Темирова который является своего рода экзаменом на зрелость всех государственных и общественных институтов России, включая и ее образовательную систему. <...> Мы продолжаем мониторинг обновления качества инженерного образования. <...> АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ. <...> 4 Технологии действительно сейчас развиваются стремительно, но для всего этого в ближайшее время понадобятся соответствующие кадры. <...> Какими качествами в современных условиях должны обладать выпускники инженерных вузов, что изменилось в их подготовке за последние годы и на что вузам нужно обратить особое внимание? <...> Обо всем этом на вопросы «КО» отвечает Сергей Коршунов – проректор МГТУ им. <...> Н.Э. Баумана, председатель Аккредитационного совета Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры, заместитель председателя совета УМО по университетскому политехническому образованию, действительный член Международной академии открытого образования и Академии проблем качества. <...> 14 В текущем материале читателям «КО» предлагается сравнительный обзор международных стандартов и критериев качества образования, применяемых российскими экспертными организациями при оценке и аккредитации образовательных программ технических вузов. <...> 24 В статье рассматриваются вопросы создания перспективных информационных образовательных технологий для подготовки космонавтов, описываются концепции информационных систем «обучения по требованию» и «обучения в условиях дополненной реальности», затрагиваются аспекты применения инфокогнитивных технологий. <...> ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. <...> Да и в самих вузах проверка качества образовательной деятельности преподавателей ограничивается принятой в высшей школе системой взаимопосещений занятий <...>
Качество_образования_№3_2014.pdf
Дорогие читатели!
Наш номер выходит в исторически значимый момент,
Главный
редактор
Айшат Темирова
который является своего рода экзаменом на зрелость
всех государственных и общественных институтов
России, включая и ее образовательную систему. Новые
вызовы, связанные с изменением глобальной геополитической
обстановки, обозначают повышенные требования
к отечественной системе обеспечения качества
образования – в первую очередь с точки зрения интеграции
новых образовательных пространств, в связи
включением в состав Федерации ее новых субъектов.
Однако наш номер готовился заранее, поэтому мы
надеемся, что в следующих выпусках журнала наши
авторы и эксперты подробнее осветят коллизии, связанные
с необходимостью качественных изменений
российской образовательной практики в связи с ее
территориальным расширением.
В данном же выпуске мы приглашаем вас поразмышлять
вместе с авторами и собеседниками «КО» прежде
всего на остроактуальную тему развития технического
образования в России. Наш журнал уже обращался к
этому вопросу несколько лет назад. Мы продолжаем
мониторинг обновления качества инженерного образования.
В
этом номере вы найдете также освещение специфических
аспектов нашей основной темы – статьи о
методах подготовки космонавтов, рекомендации зарубежных
ученых по повышению конкурентоспособности
российских вузов на международной арене. Наш специальный
репортаж посвящен Петербургскому образовательному
форуму – все более набирающей вес и
признание дискуссионной образовательной площадке.
Никого не оставили равнодушными недавние успехи
российской олимпийской и паралимпийской сборных
на Играх в Сочи. На наших страницах вы сможете прочитать
эксклюзивное интервью, освещающее интересный
образовательный аспект подготовки к Олимпиаде –
организацию волонтерского движения (требующего
специальных знаний и навыков).
Дорогие читатели, поздравляем вас с наконец-то
наступившей весной – временем пробуждения творческих
сил и энергии природы и человека.
Стр.3
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
С РАБОТОДАТЕЛЯМИ...................................................................................................4
Технологии действительно сейчас развиваются стремительно, но
для всего этого в ближайшее время понадобятся соответствующие
кадры. Нужны будут специалисты, которые смогут работать
на новых предприятиях, а также специалисты, которые
смогут разрабатывать эти самые технологии. Поэтому вопрос
подготовки инженерных кадров приобретает сейчас новое звучание.
Какими
качествами в современных условиях должны обладать
выпускники инженерных вузов, что изменилось в их подготовке за
последние годы и на что вузам нужно обратить особое внимание?
Обо всем этом на вопросы «КО» отвечает Сергей Коршунов – проректор
МГТУ им. Н.Э. Баумана, председатель Аккредитационного
совета Агентства по контролю качества образования и развитию
карьеры, заместитель председателя совета УМО по университетскому
политехническому образованию, действительный член
Международной академии открытого образования и Академии
проблем качества.
В ФОКУСЕ
НОВАЯ ГЕНЕРАЦИЯ РОССИЙСКИХ ИНЖЕНЕРОВ: ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ?.............7
СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.............................................14
В текущем материале читателям «КО» предлагается сравнительный
обзор международных стандартов и критериев качества
образования, применяемых российскими экспертными организациями
при оценке и аккредитации образовательных программ
технических вузов.
СОБЫТИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ШТУДИИ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ.......................................................19
ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
КАДРЫ ДЛЯ КОСМОСА.............................................................................................24
В статье рассматриваются вопросы создания перспективных
информационных образовательных технологий для подготовки
космонавтов, описываются концепции информационных систем
«обучения по требованию» и «обучения в условиях дополненной
реальности», затрагиваются аспекты применения инфокогнитивных
технологий. Обсуждается возможность использования новых
подходов для создания ситуационного центра обучения на базе
Молодежного «Космоцентра».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................................................30
Одной из наиболее значимых областей деятельности преподавателя вуза является
образовательная (собственно учебная) деятельность, которая крайне редко, по
нашему мнению, становится предметом внешней независимой оценки как при государственной,
так и при профессионально-общественной аккредитации. Да и в самих
вузах проверка качества образовательной деятельности преподавателей ограничивается
принятой в высшей школе системой взаимопосещений занятий в пределах
кафедры.
СТАВКА НА КАЧЕСТВО...............................................................................................34
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.4