№2, 2007 г. | ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ.
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
• Верецкая А.И.
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
• Глухова А.В.
МОЛОДЕЖЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ПОЛИТИКИ (ВЗГЛЯД ИЗ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
• Доржиева Д.Д.
НОВОГОДНЯЯ ОБРЯДНОСТЬ УЙГУРОВ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА В КОНТЕКСТЕ ФОЛЬКЛОРНОЭТНОГРАФИЧЕСКИХ
ДАННЫХ О НАВРОЗЕ
• Медведев А.П.
КЛАССИЧЕСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ В ВОРОНЕЖСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ)
• Перцев В.А.
БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В 1960-1980-е ГОДЫ
• Писаревский Н.П.
ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МОРЕПЛАВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
• Афонюшкина А.В.
ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX
ВЕКА
• Гатилова Л.С.
ВОРОНЕЖСКИЙ ДОМ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ПОПЕЧЕНИЯ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)
• Джамалутдинов М.А.
АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ДАГЕСТАНСКОМ АУЛЕ В 20-Е ГОДЫ XX ВЕКА
• Золотарев А.Ю.
ЖЮРИ ПРИСЯЖНЫХ, СУДЬИ И СУДЕБНЫЙ ВЕРДИКТ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АНГЛИИ: НЕКОТОРЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
• Коротких Л.М.
АНТИКОВЕДЕНИЕ ИСПАНИИ. АДОЛЬФ ШУЛЬТЕН (1870-1960)
• Котова Е.А.
НАДЕЛЬНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ КРЕСТЬЯН РАЗЛИЧНЫХ РАЗРЯДОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
• Никитина М.В.
ИНДИЙСКО-СОВЕТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА О МИРЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ
• Попов В.П., Ершов Б.А.
ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЦЕРКВЕЙ И МОНАСТЫРЕЙ В XIX ВЕКЕ
• Селезнев Ю.В.
Стр.1
НАУЧНЫЕ ДОКЛАДЫ
УДК 37.01 (470.324)(091)
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
А. И. Верецкая
Воронежский государственный университет
Образование, в какой бы форме и виде оно не
существовало, всегда выступало в роли важнейшего
фактора, определяющего изменение общества.
Образование в современном мире представляет
непрерывный процесс совершенствования знаний
членов общества, который играет важную роль в
социализации человека, то есть его включении в
систему общественных отношений, освоении различных
социальных ролей и приобретении социального
статуса. Система образования обеспечивает
общественное производство грамотными и
высококвалифицированными работниками. А это
способствует росту производительности труда,
внедрению передовых технологий, высокому уровню
социального развития общества.
От уровня и качества образования зависит
качество трудовых ресурсов страны и, следовательно,
состояние экономики. Изменение в системе
образования и его модернизация – главное
условие продвижения общества по пути прогресса.
Неслучайно, что во второй половине ХХ в.
западные европейские страны, США, Канада, ряд
других государств, а также Япония, сделавшие
мощные капиталовложения в образование и модернизировавшие
его, заняли ведущие позиции в
экономике, политике и культуре. Известно, что за
счет повышения качества образования развитые
страны получают до 40 % прироста валового национального
продукта [1]. Инвестирование образования,
по мнению большинства экспертов, занимающихся
этими проблемами, окупается полностью.
Получение качественного образования
отвечает потребностям не только отдельного человека,
но оно выгодно для общества. С помощью
образования молодой человек может осуществить
продвижение по карьерной лестнице в любой
сфере трудовой деятельности, в политике и культуре.
Общество получает высококвалифицированных
и хорошо подготовленных работников, которые
будут способствовать продвижению общества
вперед в экономическом, социальном и культурном
плане.
Согласно Закону РФ под образованием понимается
«целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения
гражданином (обучающимся) установленных
государством образовательных уровней
(цензов)» [2].
Система образования включает в себя множество
компонентов, главными из которых являются
следующие:
– органы управления образованием и подведомственные
им учреждения и организации;
– сеть образовательных учреждений (школы,
колледжи, гимназии, лицеи, университеты, академии
и т.д.), включая институты повышения квалификации
и подготовки преподавателей;
– творческие союзы, профессиональные ассоциации,
общества, научные и методические советы
и иные объединения;
– учреждения инфраструктуры науки и образования:
проектные, производственные, клинические,
медико-профилактические, фармацевтические,
культурно-просветительские предприятия, типографии
и др.;
– образовательные программы и государственные
образовательные стандарты разного уровня и
направленности;
– учебники и учебно-методические пособия
для преподавателей и учащихся;
– периодические издания, включая журналы и
ежегодники, отражающие самые последние достижения
научной мысли.
Система образования призвана выполнять ряд
функций, связанных с передачей знаний от поколения
к поколению и распространением культуры;
генерированием и хранением культуры общества;
социализацией личности, дифференциацией членов
общества, в первую очередь молодежи, благодаря
чему обеспечивается воспроизводство и изменение
социальной структуры общества, индивидуальная
мобильность; обеспечением профессиональной
ориентации и профессионального отбора
ВЕСТНИК ВГУ, СЕРИЯ: ИСТОРИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. СОЦИОЛОГИЯ, 2007, № 2
3
Стр.3