УДК 94 (47+57)(093.3) ОПИСАНИЕ СВОЕГО (РУССКОГО) И ЧУЖЕГО (ОРДЫНСКОГО) ПРОСТРАНСТВА В «ЖИТИЕ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО»* Ю. В. Селезнев Воронежский государственный университет Смерть в 1276 г. Великого князя Владимирского и удельного князя Костромского Василия Ярославича ознаменовала выдвижение на первые роли в политической жизни Северо-Восточной Руси следующего поколения княжеской династии. <...> Данное поколение росло и воспитывалось уже в условиях иноземного господства. <...> Этот факт, несомненно, наложил отпечаток и на восприятие системы русско-ордынских взаимоотношений. <...> Наиболее ярким произведением, в котором отразилось восприятие сложившегося положения, является «Житие Михаила Тверского». <...> Князь Михаил Ярославич Тверской, внук Ярослава Всеволодовича, являлся последним из представителей поколения, который занимал великокняжеский престол. <...> В результате борьбы за великое Владимирское княжество тверской князь Михаил в 1318 г. приговаривается ханом Узбеком к смертной казни. <...> Именно суду над Михаилом и его казни в ставке хана в основном посвящено «Житие…». <...> Памятник, по аргументированному мнению В. А. Кучкина, был создан вскоре после похорон князя Михаила, в конце 1319 – начале 1320 гг. <...> Автором «Жития…» с большой вероятностью можно считать игумена Тверского Отроча монастыря Александра, который сопровождал князя в его последней поездке в Орду [1, 234]. <...> В частности в памятнике отмечено: «…Господь же премилостивый Богъ божественным своим промышлениемъ на последний векъ яви благодать свою на русскомъ языце: приведе великого князя Владимера русскаго въ крещение; Вълодимеръ же, просвещенъ Святаго Духа благодатию, введе всю землю русскую въ крещение. <...> Однако греховное поведение русских христиан вызывает гнев Божий, апофеозом которого является покорение русских княжеств иноплеменниками – татарами: «точию единъ диаволъ сетовашеся, побеждаемъ от тех, имиже преже техъ чтим бываше, жертву приимая и вся угодная. <...> Сего не терпя <...>