УДК 94:39 (575.4) НОВОГОДНЯЯ ОБРЯДНОСТЬ УЙГУРОВ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА В КОНТЕКСТЕ ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ О НАВРУЗЕ Д. Д. <...> Многочисленные культурные взаимовлияния (VII–IX вв.) коренного (индоевропейского и восточноиранского, затем раннетюркского) и более позднего, пришлого (согдийского и уйгурского) населения привели к смешению и частичному синтезу культурных традиций, что отразилось в таком явлении духовной культуры, как праздники [1]. <...> Особое место среди всех календарных праздников уйгуров занимает Навруз – старинный, доисламский древнеираский праздник, вобравший в себя культурные традиции нескольких цивилизаций. <...> Навруз – праздновавший в день весеннего равноденствия, как известно, самый важный и радостный праздник не только у уйгуров, но и многих других народов. <...> У некоторых народов не всегда Новый год совпадает с весенним равноденствием, но начало Нового года во всех странах, с древних времен было связано с началом сельскохозяйственных работ. <...> Навруз незримыми нитями связан с первобытными языческими праздниками – культами умерших и воскресающих богов, которые существовали во многих верованиях древнего мира. <...> , у всех древних пастушеских и земледельческих народов религиозные обряды и культы были теснейшим образом связаны сельскохозяйственными работами, и, как правило, начало их было началом нового года, а поскольку оно зависело от климатических условий, то разные народы встречали Новый год в разное время [2]. <...> Это прежде всего, Навруз (Новый год), праздновавшийся в день «вхождения Солнца в созвездие Овна», т. е. весеннее равноденствие (по современному иранскому календарю – 22 марта) [3]. <...> Уже сама приуроченность Навруза к определенным дням (четыре среды) ставит его в ряд традиционных народных обрядов, связанных своими истоками с древнейшим культом земли (или плодородия), обновления и возрождения природы после зимы и ее пробуждения от весны к лету. <...> Народные обряды Навруз исследователи <...>