НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ УДК 930.1 ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИОГРАФИИ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА А. В. <...> Афонюшкина Воронежский государственный университет При рассмотрении научного наследия российской университетской профессуры второй четверти XIX в. принципиальное значение имеет тот факт, что практически с возникновения отечественная университетская наука всеобщей истории обратилась к историографическим сюжетам. <...> Цель настоящей статьи – выявить элементы историографического анализа, присутствующие в трудах преподавателей российских университетов, показать, с одной стороны, знание ими наработок и достижений европейской исторической мысли, а с другой – критическое отношение к работам западноевропейских ученых. <...> Источником раскрытия темы стали диссертационные исследования, статьи, тексты лекций, частично опубликованные, частично хранящиеся в архивах. <...> В магистерской диссертации «Решение вопроса по причине беспрестанного умножения массы исторических сведений и распространения объема истории, не оказывается ли нужным изменить обыкновенный способ преподавания сей науки, и каковой он должен быть именно, как вообще, так и особенно в университетах», защищенной в 1833 г., выпускник Харьковского университета В. Ф. Цых (1805–1837) указывал, что исследователь обязан «быть хорошо знаком со всеми лучшими сочинениями по своему предмету, какой бы стране и народу они ни принадлежали» [1, с. <...> Он находил неудовлетворительным современный ему уровень преподавания истории, когда, «желая сообщить критический характер своему преподаванию, привязываются к какому-нибудь отдельному факту, останавливаются по целым часам на исследовании истинности его или той или другой его подробности». <...> Особую важность В. Ф. Цых придавал знакомству с последними достижениями науки, с лучшими новейшими произведениями истории. <...> Он призывал современных ему ученых воспользоваться всяким новым шагом в науке, все <...>