№1, 2003 г. | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ:
ЭКОНОМИКА:
• Т.Н. Гоголева
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ: СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
• Д.Б. Кадыров
ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОСТА
БЛАГОСОСТОЯНИЯ (ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ)
• Р.П. Колосова, Ю.Ф. Камалова
ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭЛЕКТРОННОГО РЫНКА ТРУДА
• Л.П. Пидоймо
ФАКТОРЫ И МОДЕЛЬ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
• Р.Г. Пожидаев
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ БИЗНЕСА НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
• Т.Д. Ромащенко
РИСКОГЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРИЧИНЫ, ИСТОЧНИКИ,
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
• С.Ю. Рощин
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
• Л.И. Смирных, Р.П. Колосова
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГИБКОСТЬ РЫНКА ТРУДА?
• С.Н. Трунин, И.В. Гелета
О НЕКОТОРЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ТРУДА
И ЕГО РОЛИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
• И.Н. Щепина
ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ЭВОЛЮЦИЯ, ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЕ:
• В.В. Давнис, В.И. Тинякова
ДОМИНИРУЮЩИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
• Ю.В. Долгих, В.Н. Эйтингон
НАДЕЖНОСТЬ СИСТЕМ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ПРИЛОЖЕНИИ К
ОРГАНИЗАЦИОННОМУ УПРАВЛЕНИЮ
• И.Б. Дуракова
ЭМЕРДЖЕНТНОСТЬ ЗА СЧЕТ ВНЕШНЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. ВСЕГДА ЛИ
ОПРАВДАНА?
• С.В. Жак
УПРАВЛЕНИЕ ИЛИ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ? (между кухарками и олигархами)
Стр.1
• И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский
УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ И ПРОТИВОРЕЧИЯМИ В СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМАХ
• И.Б. Руссман, Н.П. Митрофанова
АЛГОРИТМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ ПРИ НЕПОЛНОЙ
ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
• А.А. Федченко
АУДИТ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОСТАВЛЕНИЯ
АУДИТОРСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
Стр.2
ВЕСТНИК
ВГУ
Т. Н. Гоголева
Проблема конкурентоспособности страны в
современных условиях глобализации экономи
ческого развития и конкуренции приобретает
большое теоретическое и практическое значе
ние. На основе теоретического решения вопро
са о сущности, показателях и критериях нацио
нальной конкурентоспособности многие страны
пытаются ответить на важные для себя вопросы,
определить направления экономического роста и
возможности государственного регулирования.
Обзор основных точек зрения
по проблеме
Концепция национальной конкурентоспособ
ности не нова [3, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14]. Так, Е. Рай
нерт утверждает, что именно с этой точки зрения
нужно рассматривать такие понятия, как «богат
ство нации», «правильная торговля» (экспорт
промышленных товаров и импорт сырья), «про
изводительная сила» [14, р. 23]. Каждое из них
можно считать предшественником современно
го понятия «конкурентоспособность страны».
Литература по проблемам конкурентоспо
собности страны очень многообразна. Главные
отличия существующих взглядов можно свести к
следующим: 1) каковы теоретические истоки ис
следований; 2) признается ли «конкурентоспо
собность страны (нации)» как самостоятельное
теоретическое понятие; 3) как определяются воз
можности государственного регулирования в
отношении достижения большей конкурентоспо
собности. В решении этих вопросов можно вы
делить две крайние позиции, занимаемые выда
ющимися теоретиками современной экономи
ческой и управленческой науки — П. Кругманом
[10] и М. Портером [5, 13 ].
Позиция П. Кругмана в отношении конкурен
тоспособности страны основана на классической
теории Д. Рикардо (теория сравнительных пре
имуществ прежде всего) и ее поздних неоклас
сических расширениях, осуществленных в рам
ках традиционных для данного теоретического
направления предпосылок модели совершенной
конкуренции и общего равновесия. Эта концеп
ция сводит конкурентоспособность страны к от
носительной производительности используемых
факторов, что отражается в состоянии торгово
го баланса, валютного курса, относительных це
нах и, в конечном счете, сказывается на благо
состоянии страны. Все эти результаты являются
свидетельством состояния национальной эконо
4
мики, а она саморегулируема, что не требует го
сударственного вмешательства. Объектом госу
дарственного регулирования в условиях разви
той экономики и фиксированного валютного кур
са может стать национальная валюта, девальва
ция которой способна выровнять дефицит балан
са, но это одновременно приведет к инфляции и
в долгосрочном периоде обернется нулевым ре
зультатом. Поэтому, по мнению П. Кругмана, кон
курентоспособность страны, в отличие от конку
рентоспособности фирмы, явление в реальности
не существующее, использовать теоретически это
понятие бессмысленно и политически вредно.
«Одержимость этим понятием одновременно не
правильна и опасна» [10]. Люди, которые обраща
ются к этому термину, националисты или идеоло
гизаторы. Они или не знают, или игнорируют эко
номическую теорию. В их стремлении использо
вать проблему национальных конкурентных пози
ций часто скрывается желание обвинить соседей,
попросить о привилегиях для какойто группы или
развить неэкономическую деятельность.
Другой подход к конкурентоспособности
страны содержится в работах М. Портера. Впер
вые он был сформулирован в рамках концепции
конкурентных преимуществ страны в книге «Кон
курентные преимущества наций» [13], где автор
противопоставил понятие «конкурентные пре
имущества страны» понятию «сравнительные
преимущества», широко используемому в нео
классической теории торговли, изложенной в
работах Д. Рикардо, Э. Хекшера и Б. Олина. При
меняя созданную им теорию корпоративной
стратегии к национальному уровню, М. Портер
доказывает, что преимущества (а соответствен
но и конкурентоспособность) страны возникают
не из интенсивности использования отраслью
специфических факторов, которыми в относи
тельном избытке наделена страна (что следует
из теории Хекшера–Олина). Они являются ре
зультатом усилий, предпринятых на уровне фир
мы (рукотворных) для развития нового продук
та, осуществления изменений, развития новых
брэндов или методов доставки и т.д. — тоесть
инноваций в широком смысле. Согласно Порте
ру, инновации могут возникнуть в любой отрас
ли, в которой существуют условия, направляю
щие и стимулирующие инновационные усилия,
вне зависимости от факторной интенсивности.
Эти условия создаются четырьмя элементами
«ромба конкурентоспособности»: 1) условиями
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАНЫ:
СУЩНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Стр.3