Дорогие читатели!
качество образования март 2013
страница редактора
Главный редактор
Айшат Темирова
Наш новый номер мы решили посвятить проблеме,
которая волнует, наверное, всех, кто так или иначе связан
с профессиональным образованием. <...> Наши авторы и собеседники затрагивают такие важные
аспекты, как законодательные основы и перспективы профессионально-общественной аккредитации, роль прямого
взаимодействия вузов и предприятий в сфере высоких технологий, новый этап развития дополнительного профессионального образования в рыночных условиях. <...> 8
На вопросы «КО» отвечает руководитель направления Департамента образовательных программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО
Наталья Яблонскене. <...> 13
в фокусе
– – содержание
Вузы и работодатели: аккредитация как платформа
взаимодействия? <...> 2
качество образования март 2013
Профессиональное образование без границ............................36
Вопросы непосредственного взаимодействия с работодателями
наиболее актуальны для учреждений СПО, которые, собственно,
и готовят рабочие кадры для предприятий. <...> Рейтинг технических и экономических вузов............................39
международный проект
40
«Цель ENQA – доверительное отношение участников
образовательной системы друг к другу»...................................40
Европейская ассоциация по гарантиям качества в высшем образовании ENQA
уже более 10 лет координирует развитие системы гарантий качества в европейском
пространстве высшего образования и обеспечивает взаимодействие аккредитационных агентств на общей платформе Европейских стандартов и руководств ESG. <...> Члены совета директоров ENQA Рафаэль Ллавори и Джозеф Грифолл рассказали
в эксклюзивном интервью журналу «КО» об основных тенденциях и проблемах в
европейской сфере гарантий качества, а также выразили свое мнение о перспективах
развития системы гарантий качества в России. <...> СМК и ESG
44
Делегирование полномочий в образовательном аудите..........44
В развитых системах <...>
Качество_образования_№2_2013.pdf
страница редактора
Дорогие читатели!
Наш новый номер мы решили посвятить проблеме,
Главный редактор
Айшат Темирова
которая волнует, наверное, всех, кто так или иначе связан
с профессиональным образованием. Речь пойдет об участии
работодателей в процессах подготовки специалистов
и оценки качества образования. Тема эта очень актуальна
для нашей страны, хотя и далеко не однозначна. На
фоне сохраняющегося дисбаланса между запросами рынка
труда и фактическими компетенциями выпускников вузов
и колледжей существуют различные мнения по поводу
оптимальной модели взаимодействия учебных заведений и
реального сектора экономики. Мы попытались обозначить
основные смысловые узлы, распутывать которые предстоит
в сотрудничестве работодателей, государства и преподавательского
сообщества.
Наши авторы и собеседники затрагивают такие важные
аспекты, как законодательные основы и перспективы профессионально-общественной
аккредитации, роль прямого
взаимодействия вузов и предприятий в сфере высоких технологий,
новый этап развития дополнительного профессионального
образования в рыночных условиях. Хотелось бы
особенно отметить интервью с Сергеем Борисовым – главой
Попечительского совета «ОПОРЫ РОССИИ». Этот материал,
как нам кажется, проясняет некоторые позиции предпринимательских
кругов по вопросам подготовки кадров.
Как обычно, помимо основной темы наш номер включает
и целый ряд других материалов, отражающих пульс современной
образовательной жизни. После принятия Закона
«Об образовании в РФ» развернулась напряженная работа
по фактическому введению его в российскую действительность.
На страницах нашего издания идет обсуждение двух
значимых проектов документов: приказа Минобрнауки об
организации образовательной деятельности в сфере ДПО и
профессионального стандарта для педагогов.
Нынешний этап развития российского образования
показывает, что время судьбоносных перемен в этой ключевой
области еще далеко не завершилось. И мы надеемся,
дорогие читатели, что наш журнал, как и прежде, будет
вашим надежным помощником и путеводителем!
качество образования март 2013
1
Стр.3
содержание
–оз–
4
РОССИИ» Сергей Борисов.
бизнес и образование
Нехватка качественных кадров вышла на первый план..............4
«Сблизить профессиональное образование и рынок труда».....8
На вопросы «КО» отвечает председатель Попечительского совета «ОПОРЫ
На вопросы «КО» отвечает руководитель направления Департамента образовательных
программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО
Наталья Яблонскене.
13
в фокусе
Вузы и работодатели: аккредитация как платформа
взаимодействия?.........................................................................13
Весь минувший год сфера образования была в фокусе пристального внимания
общественности, и в определенный момент для всех стало ясно, что самым острым
аспектом образовательной проблемы является вопрос качества профессионального
образования. Несмотря на отдельные интересные и позитивные примеры, система
подготовки кадров в целом все чаще называется неэффективной, а выпускники этой
системы – не отвечающими требованиям современного рынка труда.
Работа кропотливая, но необходимая........................................16
16
21
22
государственная политика
мнение
Разборки с послесловием............................................................21
стандарты качества
Модель Регистра аккредитационных агентств...........................22
Мы публикуем продолжение материала об одном из проектов
ФЦПРО – модели Общероссийского регистра организаций
по оценке и аккредитации образовательных программ, призванного
структурировать рынок аккредитации образовательных
программ.
Профстандарт педагога: формат для специалистов нового
поколения...................................................................................28
Разработка профессионального стандарта учителя – этапный момент современных
образовательных преобразований, свидетельство достижения реформой зрелой фазы
развития. Отечественная система образования всегда была личностно ориентирована:
в центре процесса обучения стояли не опосредованные имперсональные методики, а
живая передача по линии «педагог – ученик». Учитель, профессор, наставник, мастер
– это всегда звучало гордо… В период снижения престижа учительской профессии
общество в значительной мере растеряло ценностное отношение к работе преподавателя.
Ныне есть признаки того, что ситуация меняется, настает время собирать камни.
31
32
качество и конкурентоспособность
Взаимодействие школ и вузов ...................................................31
профессиональное образование
«Дополнительное»: не менее важное, чем «основное».............32
Проблема дополнительного образования сегодня выдвигается
на первый план образовательной теории и практики. Этому
способствуют обстоятельства как мирового, так и национального
масштаба. Сразу оговоримся, что предметом нашего рассмотрения
станут в первую очередь вопросы развития дополнительного
профессионального образования (ДПО): именно они в первую
очередь связаны с основополагающими тенденциями развития
мирового хозяйства.
2
качество образования март 2013
Стр.4
Профессиональное образование без границ............................36
Вопросы непосредственного взаимодействия с работодателями
наиболее актуальны для учреждений СПО, которые, собственно,
и готовят рабочие кадры для предприятий. Считается, что колледжи
немного «ближе к земле», нежели университеты, и потому
должны более чутко реагировать на запросы рынка труда. Чаще
всего так и происходит, а иногда даже колледжи могут работать
на опережение. В этом плане интересен опыт Политехнического
колледжа №8 им. И.Ф.Павлова (Москва), где сотрудничество с
работодателями в последнее время перерастает в международные
проекты. О направлениях, по которым колледж взаимодействует с
предприятиями, и о перспективах на международной арене рассказывает
директор образовательного учреждения Наталья Куторго.
Рейтинг технических и экономических вузов............................39
международный проект
40
«Цель ENQA – доверительное отношение участников
образовательной системы друг к другу»...................................40
Европейская ассоциация по гарантиям качества в высшем образовании ENQA
уже более 10 лет координирует развитие системы гарантий качества в европейском
пространстве высшего образования и обеспечивает взаимодействие аккредитационных
агентств на общей платформе Европейских стандартов и руководств ESG.
Члены совета директоров ENQA Рафаэль Ллавори и Джозеф Грифолл рассказали
в эксклюзивном интервью журналу «КО» об основных тенденциях и проблемах в
европейской сфере гарантий качества, а также выразили свое мнение о перспективах
развития системы гарантий качества в России.
44
СМК и ESG
Делегирование полномочий в образовательном аудите..........44
В развитых системах оценки качества образования распределение
функций в ходе проведения оценочных процедур между различными
организациями – участниками рынка позволяет повысить
эффективность процессов оценки и аккредитации вузов и обеспечить
доверие различных заинтересованных сторон к результатам
экспертиз. Аналогичные механизмы могут быть созданы и в российской
системе оценки качества образовательных услуг.
Дополнительное обучение работника.......................................47
Технические вузы в свете новых задач......................................48
47
48
50
консультация эксперта
инженерное образование
ИКТ в образовании
Проблемы кадрового обеспечения инновационной
экономики...................................................................................50
Школа будущего: современные технологии,
новые возможности....................................................................52
54
электронное обучение
Менеджмент качества и гарантии качества e–learning..............54
Масштабный характер применения средств информационно-коммуникационных технологий
в образовании (ИКТО) обусловил не только появление новых методов и форм
обучения (электронное обучение, мобильное обучение, совместное обучение и др.), но и
необходимость развития индустрии e-learning и обеспечения гарантий качества на основе
стандартов. Отечественный и зарубежный опыт в области e-learning свидетельствует,
что эффективное применение основополагающих международных стандартов является
основой для повышения качества и конкурентоспособности информационно-образовательных
сред, электронных образовательных ресурсов и образовательных услуг.
58
методика
Составляющие метода междисциплинарного экологического
проектирования..........................................................................58
качество образования март 2013
3
Председатель
редакционного совета
Юрий Рубин
Главный редактор
Айшат Темирова
Менеджер по развитию
Александр Кузнецов
Дизайн и верстка
Надежда Борлакова
Корректор
Инна Кроль
Учредитель и издатель
АНО «АККОРК»
Подписной индекс 81787
в каталоге «Роспечать»
на 2013 год.
Почтовый адрес:
115054, Москва,
ул. Дубининская, д. 57,
стр. 1, оф. 406
Телефон/факс: 2218140
www.edu-quality.ru.
E– mail:
tem-aishat@yandex.ru
Тираж 10 000 экземпляров.
Цена свободная.
Свидетельство о регистрации
средств массовой информации
в Министерстве РФ по делам
печати, телерадиовещания и
средств массовых коммуникаций
ПИ № ФС77-41461
от 13.08.2010 г.
При перепечатке
и цитировании материалов
ссылка на журнал обязательна.
Редакция не несет ответственности
за достоверность информации
в рекламных объявлениях, а
также информации
о мероприятиях, предоставленной
их организаторами. Мнение
авторов может не совпадать с
мнением редакции. Редакция
оставляет за собой право
последней литературной правки.
Отпечатано в
ООО «VivaStar»
Стр.5