Флинта. Языкознание и литературоведение. 2024.
← назад
Свободный доступ
Ограниченный доступ
Автор: Шевцова Л. И.
ФЛИНТА: М.
В монографии Л.И. Шевцовой дается системный анализ литературно-критической деятельности видного русского критика середины XIX века А.В. Дружинина. В книге рассматривается теория свободного «артистического» творчества, защищаемая критиком, по-новому трактуется понятие «чистого» искусства, характеризуются принципы универсально-художественной критики, которым следовал А.В. Дружинин, раскрываются вопросы развития западноевропейской и русской литературы, освещаемые критиком в типологическом и историческом аспектах. Особо выделена глава, показывающая оригинальность и мастерство Дружинина-критика в анализах выдающихся произведений русской классики: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Гончарова, Толстого, Тургенева, Островского, Некрасова, Фета и др.
Предпросмотр: Литературно-критическая деятельность А.В. Дружинина в 40–50-е годы XIX века.pdf (0,7 Мб)
Автор: Большакова Т. Л.
ФЛИНТА: М.
В книге представлено эпистолярное наследие известного общественного деятеля, писателя и ученого, почетного гражданина Оренбурга Л.Н. Большакова (1924—2004), который вел огромную переписку с яркими представителями многонациональной интеллигенции СССР. Предлагаемая книга дает представление об авторах писем и интересующих их проблемах и воссоздает «портрет» эпохи последних советских и первых постсоветских десятилетий ХХ века, а также может служить указателем к эпистолярной части личного архива Л.Н. Большакова в ГАОО.
Предпросмотр: Леонид Большаков на связи с миром и людьми.pdf (0,6 Мб)
ФЛИНТА: М.
В двухтомной антологии жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова рассматривается
как значительный текст русской культуры, который развивается и живет в
пространстве и времени. Публикуются основные, наиболее значительные труды
ставропольских ученых о М.Ю. Лермонтове, написанные в течение XIX-XX
веков, осуществлена их систематизация, научная обработка. Работы
располагаются в хронологическом порядке, большая часть их связана с
изучением кавказского периода творчества М.Ю. Лермонтова. В научный обиход
вводятся многие забытые, малоизвестные исследования. Они будут полезны в
школах, вузах, других учебных заведениях. Книга включает богатый
иллюстративный материал из фондов Пятигорского музея-заповедника М.Ю.
Лермонтова. Приведена обширная библиография.
Предпросмотр: Лермонтовский текст Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. В 2 т. Т. 2.pdf (0,2 Мб)
ФЛИНТА: М.
В двухтомной антологии жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова рассматривается как значительный текст русской культуры, который развивается и живет в пространстве и времени. Публикуются основные, наиболее значительные труды ставропольских ученых о М.Ю. Лермонтове, написанные в течение XIX-XX веков, осуществлена их систематизация, научная обработка. Работы располагаются в хронологическом порядке, большая часть их связана с изучением кавказского периода творчества М.Ю. Лермонтова. В научный обиход вводятся многие забытые, малоизвестные исследования. Они будут полезны в школах, вузах, других учебных заведениях. Книга включает богатый иллюстративный материал из фондов Пятигорского музея-заповедника М.Ю. Лермонтова. Приведена обширная библиография.
Предпросмотр: Лермонтовский текст Ставропольские исследователи о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. В 2 т. Т. 1.pdf (0,2 Мб)
Автор: Штайн К. Э.
ФЛИНТА: М.
Монография посвящена творческим людям Ставрополья, внесшим большой вклад в культуру, искусство, просвещение в нашем крае. В ней рассказывается о художниках, музейных работниках, ученых, писателях, журналистах, которые успешно трудятся сейчас, и о тех, кого нет с нами. Память о них необходимо сохранить: их жизненный опыт, выработанные годами этические, эстетические ценности могут помочь в развитии культуры. Книга иллюстрирована, в ней публикуются также литературные, публицистические произведения ее героев.
Предпросмотр: Люди на все времена.pdf (0,5 Мб)
Автор: Штайн К. Э.
ФЛИНТА: М.
В монографии исследуется связь творчества М.Ю. Лермонтова с большим культурным стилем барокко. Анализируется полифония стилей, рассматриваются языковые особенности воплощения барокко в тексте М.Ю. Лермонтова: синтаксические конструкции-агрегаты с S-образным строением,
графическая фактура прозаического и поэтического текста. Изучаются поэтическая логика, гармония текста, критическое мышление художника, эмблематичность текста, театральность как репрезентанты стиля барокко.
Предпросмотр: Лермонтов и барокко.pdf (0,2 Мб)
Автор: Петренко Д. И.
ФЛИНТА: М.
В монографии впервые рассматривается метапоэтика К.И. Чуковского (изучение автором языка, собственного творчества и творчества других художников слова) в свете лингвистического витализма – исследования языка как «живой системы», формы и главной артикуляции жизни. К.И. Чуковский предстает как симфоническая личность, объединяющая в себе писателя, переводчика, критика, ученого-филолога, теоретика перевода, принимавшего живое
участие в формировании языковой политики и языкового строительства в СССР.
Предпросмотр: Лингвистический витализм.pdf (0,6 Мб)
Автор: Мещерякова Л. А.
ФЛИНТА: М.
Пособие подготовлено в соответствии с ФГОС ВПО. В нем рассматриваются проблемы литературоведческой компаративистики, систематизируется материал, предполагающий различные формы работы со студентами: аудиторную (лекции, практические, семинарские занятия), самостоятельную, научно-исследовательскую, контрольно-оценочную.
Предпросмотр: Литературные связи России и Западной Европы XII—XXI веков.pdf (0,9 Мб)
Автор: Иванова Елена Валерьевна
ФЛИНТА: М.
В монографии рассматриваются понятия экологического сознания и экологической картины мира, определяется место экологического архетипа в структуре бессознательного, проводится связь между экологической лингвистикой и экологическим дискурсом, описывается экологический концепт, на примере когнитивного моделирования медийного экологического дискурса
рассматриваются закономерности метафорического представления природных катастроф.
Предпросмотр: Лингвокогнитивное моделирование экологического дискурса.pdf (0,5 Мб)
Автор: Скоморохова Светлана Витальевна
ФЛИНТА: М.
В учебно-методическом пособии рассмотрены специфические признаки русских фразеологизмов, многокомпонентная структура фразеологического значения, представлена функционально-стилистическая характеристика фразеологических единиц, описана семантическая типология именных фразеологизмов и фразеологизмов со структурой глагольных словосочетаний, показаны основные способы фразообразования. Пособие призвано расширить лингвистический кругозор студентов, обогатить их активный фразеологический запас, побудить к самостоятельному изучению проблем фразеологии русского языка. Материалы пособия могут быть использованы в преподавании теоретических курсов фразеологии и стилистики в вузах.
Предпросмотр: Лексикология фразеология современного русского языка.pdf (0,6 Мб)
Автор: Полякова Лариса Васильевна
ФЛИНТА: М.
Авторский курс лекций посвящен наиболее сложным для молодого
исследователя-филолога или недостаточно проясненным в современной
литературоведческой теории и практике вопросам. Изложены многие
теории, учения и подходы классиков литературоведческой мысли.
Практические навыки исследователя и пути решения некоторых проблем,
к которым наиболее часто приходится обращаться литературоведу,
освещены на страницах курса лекций с привлечением непосредственного
опыта научно-исследовательской работы, научных концепций, гипотез,
анализов, избранных методов литературоведческого исследования самого
автора курса лекций и его учеников, что принципиально важно для
восприятия издания в целом. Тексты лекций написаны на основе уже
прочитанного в аудитории аспирантов материала.
Предпросмотр: Литературоведение. Введение в научно-исследовательскую практику, проблематику и терминологию.pdf (0,5 Мб)
Автор: Колосовский Олег Александрович
ФЛИНТА: М.
Предлагаемый авторский проект затрагивает вопросы содержания стандарта среднего общего образования по литературе и состоит из обоснованного выбора произведений и методических замечаний. Принципиальным отличием от существующей программы является преимущественное изучение произведений,
проникнутых верой в Дух и Разум человека. Автор убедительно показывает необходимость воспитания детей в XXI в. именно на такой литературе.
Предпросмотр: Литература. XXI век. К вопросу о стандарте среднего общего образования по литературе.pdf (0,2 Мб)
Автор: Доманский Валерий Анатольевич
ФЛИНТА: М.
В учебном пособии обосновывается сущность методологии и методики литературного образования, ориентированного на идеи школы воспитания «человека культуры». Исходя из диалогического характера современного урока, автор предлагает педагогическую технологию изучения художественного произведения как текста культуры, раскрывает суть диалога в культуре и диалога культур. Особое внимание уделяется теоретическим основам интеграции на уроках словесности, связи литературы с музыкой, живописью, скульптурой, садово-парковым искусством и архитектурой. Заключительный раздел пособия представлен системой уроков разных типов и видов по изучению литературы в контексте культуры.
Предпросмотр: Литература и культура культурологический подход к изучению словесности в школе.pdf (0,9 Мб)
Автор: Темиргазина З. К.
ФЛИНТА: М.
Значимость данной работы заключается в том, что в ней предлагается системное семантико-прагматическое описание оценочных предложений русского языка, отражающих ценностную картину мира, которая является существенным фрагментом русской языковой модели мира. В ней восполняется пробел в теоретическом изучении языковой категории оценки, связанный с малоисследованностью синтаксических способов и средств выражения оценочности и перекосом в сторону лексических, фразеологических способов и
средств ее выражения.
Предпросмотр: Лингвистическая аксиология оценочные высказывания в русском языке.pdf (2,9 Мб)
Автор: Ворожбитова Александра Анатольевна
ФЛИНТА: М.
Представлены социокультурные и научно-междисциплинарные предпосылки, теоретико-методологические основы лингвориторического образования как инновационной педагогической системы. Стратегической целью выступает становление обучающегося как сильной языковой личности демократического типа на базе скоординированного межпредметного формирования готовности к самопроектированию в аспекте речемыслительной культуры. На основе реализации обоснованных автором принципов проектирования образовательной системы представлены проектная разработка и опыт апробации непрерывной лингвориторической подготовки от «0-й» ступени до поствузовской. В Приложения включены методические разработки.
Предпросмотр: Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система. Принципы проектирования и опыт реализации.pdf (0,7 Мб)
Автор: Воронков А. И.
ФЛИНТА: М.
Работа посвящена проблеме лексических заимствований в руссюм языке и
словообразовательных процессов на основе иноязычной лексики. Первая часть
работы — исторический очерк появления слов с латинскими корнями в русском
языке с Х по ХХ вв. Во второй части представлены латинские слова, которые
лежат в основе русских производных, и даны дериваты от этих латинских
корней в языках-посредниках. В третьей части содержится алфавитный перечень русских производных, указано время первой фиксации этих слов со ссылкой на источник датировки.
Предпросмотр: Латинское наследие в русском языке.pdf (0,3 Мб)
Автор: Подоскина Т. А.
ФЛИНТА: М.
Словарь призван помочь в «расшифровке» как латинских названий
живых организмов, так и биологических терминов, включает около 3 тысяч
расположенных в едином алфавитном порядке латинских и греческих слов,
на базе которых строится научная биологическая латынь. Для упрощения
восприятия материала перед собственно текстом словаря дана оригинальная
авторская методика осмысленного запоминания латинских и греческих слов,
основанная на их сходном звучании с производными русскими словами.
Предпросмотр: Латинско-русский словарь для биологов.pdf (0,2 Мб)
Автор: Михеева Любовь Николаевна
ФЛИНТА: М.
Монография подготовлена в русле одного из актуальных направлений
современной лингвокультурологии — исследования лингвокультурной ситуации
определенного периода. В работе получает развитие теория лингвокультурной ситуации, а также освещается прикладной аспект проблемы: на материале
речевой практики ивановского студенчества анализируются составляющие
современного молодежного дискурса, выявляется своеобразие языковой личности молодого россиянина.
Предпросмотр: Лингвокультурная ситуация в современной России речевая культура студенчества .pdf (0,4 Мб)
Автор: Фефилов А. И.
ФЛИНТА: М.
В монографии рассматриваются методологические предпосылки и теоретические источники лингвокогитологии как основного направления исследований в
русле когитологии (науки о языкосознании и речемышлении). Лингвокоитология
изучает взаимодействие категорий языка, сознания, коммуникации и прагматики.
Она использует метаязык вербально-концептуального моделирования - морфотему, и опирается на универсальный экспликативный метаязык - когитологос, с помощью которого определяются векторы воплощения и развития мысли в естественном языке и выясняется характер мыследеятельности и мыслепорождения в речевой коммуникации.
Предпросмотр: Лингвокогитология.pdf (0,5 Мб)
ФЛИНТА: М.
Сборник научных статей (третий выпуск из серии «Концептуальный и лингвальный миры») посвящен рассмотрению таких вопросов, актуальных для современной лингвистики, как теоретические основы теории ментальности и концептуальных исследований, языковой вербализации концептов, концептуальной, научной, авторской картин мира, соотношения концепта и языкового сознания, прикладных аспектов концептологии, исследования жанра и дискурса, гендера и языковой личности и др.
Предпросмотр: Лингвистика XXI века сборник научных статей к 65-летнему юбилею проф. В.А. Масловой (1).pdf (1,6 Мб)
Автор: Ерофеева Н. Е.
ФЛИНТА: М.
В монографии рассматривается литературная судьба комедий английского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана, особое внимание уделяется анализу художественного своеобразия переводов и переделок его пьес на русский язык в XVIII-XIX вв., в том числе выполненных Екатериной II, И.М. Муравьевым-Апостолом, В. Чешихиным-Ветринским, П. Вейнбергом, А. Писаревым, А. Соколовым и др.
Предпросмотр: Литературная судьба комедий Ричарда Бринсли Шеридана в России (1).pdf (0,2 Мб)
Автор: Егорова Л. П.
ФЛИНТА: М.
В учебном пособии профессора Северо-Кавказского федерального
университета дана общая характеристика литератур народов Северного
Кавказа. Главы, посвященные отдельным литературам, содержат обстоятельные обзоры литературного процесса в республиках; в главах-персоналиях подробно рассматривается творчество Коста Хетагурова, Эффенди Капиева, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Алима Кешокова, Ахмедхана Абу-Бакара, Назира Хубиева, Исы Капаева, Мусы Ахмадова, Алана Черчесова, и многих других выдающихся писателей Северного Кавказа. Представленные в пособии произведения северокавказских авторов будут способствовать гармонизации межнациональных отношений и формированию общероссийской идентичности.
Предпросмотр: Литературы народов Северного Кавказа.pdf (0,6 Мб)
Автор: Евсюкова Т. В.
ФЛИНТА: М.
В учебнике излагаются теоретические основания лингвокультурологии, отражающие ее становление как новой отрасли знания, характеризуются базовые понятия и категориальный аппарат дисциплины, обсуждается проблематика лингвокультурной концептологии. Авторы демонстрируют, каким образом лингвокультурологический подход приложим к исследованию
разнообразных языковых единиц, освещают способы представления
культуры в языке, обсуждают вопросы языковой личности как носителя определенного культурного кода, маскулинности / феминности лингвокультур; перевод рассматривается как объект изучения в лингвокультурологии. Учебник составлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Предпросмотр: Лингвокультурология.pdf (0,2 Мб)
ФЛИНТА: М.
Коллективная монография посвящена новому, формирующемуся разделу языкознания - лингвистике речи, включающей в себя функциональную, когнитивную, коммуникативную лингвистику, стилистику, прагматику, культуру речи и другие науки, исследующие речевое общение. В работе представлены статьи ведущих ученых России, Польши, Белоруссии, Литвы, углубленно разрабатывающие актуальные проблемы лингвистики речи. Особую часть работы составили статьи, посвященные медиастилистике. В статьях этого раздела исследуются специфика современного медиатекста, язык электронных, таблоидных СМИ, интернет-СМИ и др. Анализируются метафорические модели, достоверность медиаинформации, речевые манипуляции, референтная соотнесенность новостного медиатекста, этический аспект и др. В монографии намечены контуры новой науки, представлены ее основные аспекты и проблемы.
Предпросмотр: Лингвистика речи. Медиастилистика (1).pdf (0,3 Мб)
Автор: Сбитнева А. А.
ФЛИНТА: М.
В учебном пособии рассматривается история становления редакторского мастерства в России, анализируются теория и практика современного редактирования. В первой главе автор показывает процесс зарождения, становления и развития редактирования как самостоятельной сферы деятельности. Во второй главе учебного пособия раскрываются разные аспекты редакторского подхода к рукописи: методика редакторского анализа и виды правки, способы изложения и работа над композицией рукописи и др. Включенные в текст пособия в качестве приложений упражнения по курсу дают студентам возможность приобретения практических навыков литературной правки.
Предпросмотр: Литературное редактирование история, теория, практика .pdf (0,6 Мб)
Автор: Самотик Л. Г.
ФЛИНТА: М.
Пособие ориентирует студентов на освоение теоретического материала по курсу через ключевые слова-термины; алфавитный список терминов включает около 1000 единиц, но основных – всего 100. В отдельных статьях пособия представлена развернутая информация о явлении, его функциональном использовании, приведены иллюстрации, литература и соответствующие словари. Приложения позволяют дифференцировать материал в зависимости от программ и задач обучения.
Предпросмотр: Лексика современного русского языка (1).pdf (0,9 Мб)
Автор: Сабитова З. К.
ФЛИНТА: М.
Учебник знакомит с проблемами лингвокультурологии, сконцентрированными вокруг концептуальных областей: язык и культура, культура в языке, язык в культуре, человек в языке и культуре, язык и культура в межкультурной коммуникации, язык и культура в эпоху глобализации.
Предпросмотр: Лингвокультурология .pdf (0,7 Мб)
Автор: Попова Л. В.
ФЛИНТА: М.
Монография представляет собой исследование определенной части научного дискурса, выполненное на материале терминосистем функциональной грамматики. Посвящена современным теоретическим и прикладным проблемам терминоведения, прежде всего лингвистического. Впервые вводится функционально важное понятие шкалы степени сформированности качества термина и терминосистемы, содержащее идею градуальности специального номинативного знака науки. Методика ввода и применения самой шкалы апробирована в «Комплексном словаре терминов функциональной грамматики».
Предпросмотр: Лингвистический термин проблема качества. Опыт составления «Комплексного словаря терминов функциональной грамматики».pdf (0,5 Мб)
Автор: Подосинов А. В.
ФЛИНТА: М.
Словарь содержит наиболее употребительную лексику латинского языка как античного, так и средневекового периода, что позволяет его использовать для чтения практически любой латиноязычной литературы.
Предпросмотр: Латинско-русский словарь .pdf (0,3 Мб)
НАУКА: М.
Издание состоит из Латинско-русского (ок. 13 тыс. слов) и
Русско-латинского (ок. 15 тыс. слов) словарей. Латинско-русский
словарь содержит наиболее употребительную лексику латинского
языка как античного, так и средневекового периода, что позволяет
использовать его для чтения практически любой латиноязычной
литературы. В Русско-латинский словарь также включены понятия
не только античной и средневековой латыни, но и Нового времени
и современности. Поэтому словарь будет полезен и тем, кто изучает язык Цезаря и Цицерона, Петрарки и Фомы Аквинского, и тем,
кто пытается создавать свои латинские тексты.
Предпросмотр: Латинско-русский и русско-латинский словарь (1).pdf (0,2 Мб)
Автор: Норман Б. Ю.
ФЛИНТА: М.
Пособие включает в себя более 1200 оригинальных лингвистических задач, основанных на материале прежде всего русского, а также западноевропейских (английского, немецкого, французского, испанского) и зарубежных славянских языков. Особое внимание уделяется «речевой среде обитания» человека: разговорной речи, фольклору, художественной литературе и т.п. Многие задачи носят занимательный характер. Представленные задачи сгруппированы по следующим семи разделам: «Природа языка. Язык как система знаков», «Функционирование языка в обществе», «Фонетика и фонология», «Лексикология», «Грамматика», «Типологическая и генеалогическая классификация языков», «Письмо, орфография, пунктуация».
Предпросмотр: Лингвистические задачи.pdf (0,3 Мб)
ФЛИНТА: М.
В монографии представлена межпрофильная концепция поэтапного,
преемственного, модульного формирования жанровой компетенции в
научной сфере общения студентов и магистрантов нефилологических
вузов. Предложенная концепция основана на идее непрерывности
языкового образования, жанрово-стилистическом и деятельностном
подходах к содержанию и организации обучения. Учебно-методическое
обеспечение и научное сопровождение включает межжанровую
модель научного текста, модели простых и сложных научных жанров,
методику формирования жанрово-стилистической компетенции с
учетом специальности обучающихся и этапа обучения.
Предпросмотр: Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования (1).pdf (0,7 Мб)
Автор: Катермина В. В.
ФЛИНТА: М.
В практикум вошли упражнения для семинарских занятий по английской
лексикологии. Материал подобран по разделам: морфология, семасиология,
этимология, лексикография. Пособие призвано помочь студентам в практическом овладении основами лексикологии.
Предпросмотр: Лексикология английского языка.pdf (0,2 Мб)
Автор: Касаткина Е. Г.
ФЛИНТА: М.
Настоящее учебное пособие дает начальные сведения о специфике латинского языка, знакомит с юридической терминологией и фразеологией. Каждое занятие включает теоретический материал, вопросы для проверки знаний и упражнения. Книга снабжена краткими словарями (латинско-русским, русско-латинским, словарем юридических терминов). В приложении даны крылатые слова и выражения, тексты для чтения и другие материалы.
Предпросмотр: Латинский язык для юристов начальный курс .pdf (0,2 Мб)
Автор: Калинин А. В.
ФЛИНТА: М.
В пособии рассматриваются возможности использования тех или иных
лексических пластов и групп (заимствованных слов, лексики книжной и
разговорной, диалектной и терминологической, многозначных слов и архаизмов, синонимов и фразеологических единиц и т.д.) в современной речи. Анализ лексических явлений проводится не только в теоретическом, но и в функциональном плане. Автор приводит большое количество примеров, что помогает всесторонне осветить то или иное явление лексики.
Предпросмотр: Лексика русского языка.pdf (0,2 Мб)
Автор: Иванова Е. Р.
ФЛИНТА: М.
В пособии рассматривается бидермейер как литературное течение в
Германии середины XIX века. Явление представлено в его генеалогических
связях с культурой предшествующих эпох, в его динамике и в творчестве
наиболее ярких его представителей.
Предпросмотр: Литература немецкого бидермейера.pdf (0,6 Мб)
Автор: Зинченко В. Г.
НАУКА: М.
В книге делается попытка соотнести классические методы изучения
литературы с системно-синергетической парадигмой, прочно вошедшей в современное научное сознание. В основе учебного пособия идея
системно-синергетической парадигмы, получившей развитие в теории
науки XX века, в частности в работах нобелевского лауреата И. Пригожина и основоположника синергетики Г. Хакена. В книге рассматриваются подходы к изучению литературы, базирующиеся на теории систем. Особое внимание уделяется слову как «архетипу культуры». Основные разделы книги дополнены и переработаны. Добавлены разделы о рецептивной эстетике, категории «смысла», концепте и дискурсе в литературе.
Предпросмотр: Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход (1).pdf (0,1 Мб)
Автор: Есин А. Б.
ФЛИНТА: М.
В книгу вошли лучшие работы известного талантливого литературоведе и культуролога А.Б. Есина (1954–2000). Треть из них публикуется впервые (Понятие «психологическая сатира», Изображенное слово у Пушкина и Чехова («Евгений Онегин» и «Вишневый сад»), Эсхатологические мотивы в поэме В. Ерофеева «Москва–Петушки и др.). Ряд статей, напечатанных ранее в мало- доступных изданиях, также будет открытием для читателей.
Предпросмотр: Литературоведение. Культурология Избранные труды.pdf (0,3 Мб)