Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636889)
Контекстум
Электро-2024

Лингвопоэтика (1500,00 руб.)

0   0
Страниц232
ID875095
ISBN978-5-9765-2641-9
Лингвопоэтика / Климовская Г.И. — 232 с. — ISBN 978-5-9765-2641-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/875095 (дата обращения: 25.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Лингвопоэтика.pdf
Стр.2
Стр.224
Стр.225
Стр.226
Стр.227
Стр.228
Стр.229
Лингвопоэтика.pdf
УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.432.1-5я73 К49 Климовская Г.И. К49 Лингвопоэтика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Г.И. Климовская. — 2-е изд., перераб. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 232 с. ISBN 978-5-9765-2641-9 Теоретической основой данного пособия послужили труды отечественных и зарубежных филологов XX века: Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Я. Мукаржовского, А.М. Пешковского, Л.С. Выготского, Ш. Балли, Р. Барта, М. Риффатера, Л. Долежела, Ю.М. Лотмана, С.С. Аверинцева и других. Учебное пособие снабжено хрестоматийным материалом и прак-тическими заданиями. Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов. УДК 811.161.1(075.8) ББК 81.432.1-5я73 ISBN 978-5-9765-2641-9 © Климовская Г.И., 2019 © Издательство «ФЛИНТА», 2019
Стр.2
Оглавление Предисловие ............................................................................................... 3 Тема 1. Вводная .......................................................................................... 5 § 1. Общее представление о художественной литературе как феномене культуры и специфическом виде искусства .................... 5 § 2. Общее представление об эстетической структуре художественно-литературного произведения ................................... 6 § 3. Краткое методологическое представление о функциональной структуре научного исследования .................... 7 Тема 2. Литературный процесс (производство) — общий объект исследования литературоведения и лингвопоэтики ............................. 9 § 1. Состав и структура литературно-художественного производства. Его схематическое изображение ................................ 9 § 2. Примечания к схеме ...................................................................... 9 Тема 3. Предмет исследования литературоведения как отдельной филологической дисциплины .................................................................14 § 1. Содержание предмета литературоведения ................................14 § 2. Разделы литературоведения ........................................................16 Тема 4. Предмет лингвопоэтики — речевая художественная форма литературного произведения ......................................................17 § 1. Эстетический феномен речевой художественной формы художественно-литературного произведения ..................................17 § 2. Эстетический феномен артемы как функциональной и смысловой единицы речевой художественной формы произведения ........................................................................................18 § 3. Дуализм (двойственность) художественной формы произведения ....................................................................................... 19 § 4. Материал литературной (образной) формы произведения ..... 20 § 5. Материал речевой художественной формы произведения ......21 224
Стр.224
Тема 5. Языковая форма (языковой материал) художественнолитературного произведения ................................................................. 22 § 1. Принципиальное различие языковой и речевой художественной форм произведения ............................................... 22 § 2. Троякий эстетический статус и тройная художественная функция нормативного языкового материала в структуре литературного произведения ............................................................ 26 § 3. Полная (четырехчастная) эстетическая структура художественно-литературного произведения ................................. 27 Тема 6. Основные авторские действия (процедуры) по выработке речевой художественной формы произведения ................................... 28 § 1. Общий обзор авторских действий (авторской технологии) создания речевой художественной формы произведения ............. 28 § 2. Отбор языкового материала из разных фондов национального языка ......................................................................... 29 § 3. Эстетическое по природе (статусу) преобразование языкового материала в речевую художественную форму произведения ......... 32 Тема 7. Артема как структурная и художественно-смысловая единица речевой художественной формы произведения .................... 36 § 1. Расширенное представление об артеме как структурной и художественно-смысловой единице художественного текста ..... 36 § 2. Внутренний художественно-смысловой механизм выработки в семантическом пространстве (недрах) артемы дополнительного и именно художественного смысла ................... 39 Тема 8. Эстетическая структура артемы и ее функции в художественном тексте ........................................................................... 43 § 1. Эстетико-семантическая структура (строение) артемы как художественно актуализированной единицы речевой художественной формы произведения ............................................ 43 § 2. Отношения между нижним и верхним семантическими слоями (уровнями) в рамках артемы ................................................ 47 § 3. Эстетические функции артем в художественном тексте ........ 48 225
Стр.225
Тема 9. Технологические типологии артем ........................................... 50 § 1. Типы артем по системно-уровневой отнесенности их языковых основ (баз) .......................................................................... 50 § 2. Типы артем по отнесенности их языковых основ к тем или другим разделам национального языка ................................... 50 § 3. Типы артем по способу распределения их в пространстве художественно-литературного текста ..............................................51 § 4. Типы артем по величине радиуса действия их художественных смыслов ...................................................................51 Тема 10. Понятие стилистически нейтрального фона художественного текста .......................................................................... 53 § 1. Понятие стилистически нейтрального фона художественного текста ..................................................................... 53 § 2. Эстетические функции фоновых слов в художественном тексте ................................................................................................... 55 Тема 11. Беллетризм как особого рода фоновая единица художественного текста .......................................................................... 58 § 1. Понятие беллетризма как фонового элемента художественного текста ..................................................................... 58 Тема 12. Текстовая структура художественно-литературного произведения в лингвопоэтическом аспекте ........................................ 63 § 1. Художественно-содержательная структура (строение) художественно-литературного произведения (лингвопоэтический аспект) .................................................................................................. 63 § 2. Фраза художественно-литературного произведения как минимальная и отдельная единица его речевой художественной формы. Ее уровневое строение в лингвопоэтическом аспекте ..... 64 § 3. Понятие текстемы как мельчайшего функционального элемента речевой художественной формы произведения ............. 65 § 4. Понятие высказывания (лингвопоэтический аспект) ............. 67 § 5. Интертекстуальность художественного теста ......................... 68 § 6. Понятие дискурса художественных текстов ............................ 70 226
Стр.226
§ 7. Схематизированное изображение соотношения структурных частей (единиц и их элементов) нехудожественного (коммуникативного) и художественного текстов ........................... 70 Тема 13. Типология артем по типу нарушенных литературноязыковых нормативов в процессе их создания .................................... 72 § 1. Понятие нормы языка и художественно оправданного (значащего) ее нарушения (деформации) ......................................... 72 § 2. Понятие художественно оправданного (значащего) отклонения от нормативов литературного языка как проявления фундаментального эстетического принципа — феномена выделения (выдвигания) наиболее значащего в художественной структуре произведения на первый план ........................................ 73 § 3. Фонетизмы ................................................................................... 75 § 4. Морфологизмы ............................................................................. 76 § 5. Лексизмы ...................................................................................... 79 § 6. Семантизмы ................................................................................. 81 § 7. Информатизмы ............................................................................. 82 § 8. Алогизмы ...................................................................................... 85 § 9. Полисубъективность художественного текста ........................ 88 § 10. Стилевая неоднородность текста ..............................................91 § 11. Синтаксизмы .............................................................................. 93 § 12. Обособленные члены предложения ........................................ 97 § 13. Сложные предложения .............................................................. 99 Тема 14. Художественно-смысловая типология артем как единиц речевой художественной формы произведения ..................................102 § 1. Расширенное понимание семантизма в структуре речевой художественной формы произведения ...........................................102 § 2. Словосочетание в лингвопоэтическом аспекте ......................103 § 3. Репертивы ....................................................................................105 § 4. «Поновленные» словосочетания. ..............................................105 § 5. Тропы (общее описание). Семантический механизм переноса значения ............................................................................................. 108 227
Стр.227
§ 6. Метафора .................................................................................... 109 § 7. Перифраз ......................................................................................112 § 8. Метонимия ..................................................................................113 § 9. Гипербола ....................................................................................115 § 10. Оксюморон ................................................................................116 § 11. Сравнение ..................................................................................117 § 12. Сквозные (ключевые) слова .....................................................118 § 13. Языковая игра .......................................................................... 120 § 14. Типология художественных смыслов лингвопоэтического способа выработки ............................................................................121 Тема 15. Динамика и траектория процедуры читательской рецепции художественных текстов разных лингвопоэтических типов........................................................................................................ 123 § 1. Понятие читательской рецепции художественного текста. Ее параметры .................................................................................... 123 § 2. Динамика и траектория читательской рецепции художественного текста ................................................................... 124 § 3. Динамика и траектория читательской рецепции текстов разных художественных методов ................................................... 125 Тема 16. Метод лингвопоэтического анализа художественного произведения .......................................................................................... 127 § 1. Из истории разработки метода лингвопоэтического анализа художественного произведения ....................................... 127 § 2. Феномен художественно значащего отклонения от объективно-языкового норматива как способ превращения нормативного слова или словосочетания в артему. Учение Пражского лингвистического кружка............................................ 128 § 3. Учение С.С. Аверинцева об артистизации единиц естественного языка ......................................................................... 130 § 4. Алгоритм лингвопоэтического анализа художественнолитературного произведения ...........................................................131 § 5. Специфика лингвопоэтического знания ..................................132 228
Стр.228
Заключение ..............................................................................................135 Рекомендуемая литература ....................................................................139 Приложение 1. Речевая художественная форма рассказа В.Н. Макшеева «Все от войны» ............................................................140 Приложение 2. Э.Г. Новикова. Модели культуры в рассказе Татьяны Толстой «Факир» .....................................................................143 Приложение 3. Практические задания и тексты для анализа ...........156
Стр.229

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ