П.Н. Толстогузов ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ МЕТОД И СТИЛЬ ПО МАТЕРИАЛАМ АСПИРАНТСКОГО СЕМИНАРА Учебное пособие 2-е издание, стереотипное Москва Издательство «Флинта» 2012 УДК 82.081 ББК 83я7 Т52 Р е ц е н з е н т ы: д-р филол. наук, проф. каф. лит. и культурол. <...> По материалам аспирантского семинара [Электронный ресурс] : учеб. пособие / П.Н. Толстогузов. <...> ISBN 978-5-9765-1412-6 В основу данного пособия материалы филолого-методологического семинара «Третье литературоведение», собиравшегося в Уфе и привлекшего заинтересованные отклики филологов из России и других стран. <...> Пособие состоит из трех частей: первая часть посвящена устной дискуссии, вторая — дискуссии в открытой печати, третья содержит материал для самостоятельного разбора. (обучающихся по программе 540302 «Литературное образование») и аспирантов, обучающихся по специальностям 10.01.01 10.01.03 «Литература народов зарубежных стран». <...> ГАСПАРОВА «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ТВОРЧЕСТВО И ИССЛЕДОВАНИЕ: СЛУЧАЙ БАХТИНА» . <...> 1 Одним из предметов для обсуждения на этих занятиях стали материалы филологометодологического семинара «Третье 1 Участниками занятий были Е.С. Аминева, М.П. Березань, С.В. Горин, Е.В. Дмитриева, Р.Ю. Минова (Бунакова), Е.В. Толстогузова. <...> 3 литературоведение», собиравшегося в Уфе и привлекшего заинтересованные отклики филологов из России и других стран2. <...> Учебное пособие состоит из трёх частей: первая часть посвящена устной дискуссии, вторая — дискуссии в открытой печати, третья содержит материал для самостоятельного разбора. <...> ) Вторая часть пособия содержит примеры литературоведческой дискуссии в открытой печати (доклад М.Л. Гаспарова и три отклика на этот доклад) и учебные разборы этих примеров. <...> Третья часть пособия представляет собой хрестоматиюпрактикум по риторике литературоведческой дискуссии и содержит две стенограммы Института мировой литературы (ИМЛИ) 1941 г.: обсуждение докладов М.М. Бахтина «Проблема жанра» и А.Н. Соколова «Род, вид и жанр». <...> Стенограмма <...>
Литературоведческая_дискуссия_метод_и_стиль._По_материалам_аспирантского_семинара_(2).pdf
УДК 82.0(075.8)
ББК 83я73
Т52
Р е ц е н з е н т ы:
д-р филол. наук, проф. каф. лит. и культурол.
Дальневост. гос. гуманитар. ун-та (ГОУВПО «ДВГГУ») В.Г. Мехтиев;
канд. филол. наук, доц. каф. лит. и культурологии
Дальневост. гос. гуманитар. ун-та (ГОУВПО «ДВГГУ») О.Н. Хайруллина;
канд. филол. наук, доц. каф. лит.
Дальневост. гос. социально-гуманитар. акад. (ГОУВПО «ДВГСГА»)
Е.Р. Абдуразакова
Т52
Толстогузов П.Н.
Литературоведческая дискуссия: метод и стиль. По материалам
аспирантского семинара : учеб. пособие/ П.Н. Толстогузов. — 4-е изд.,
стер. — Москва : ФЛИНТА, 2024. — 96 с. — ISBN 978-5-9765-1412-6. —
Текст : электронный.
В основу данного пособия материалы филолого-методологического
семинара «Третье литературоведение», собиравшегося в Уфе и привлекшего
заинтересованные отклики филологов из России и других стран. Пособие
состоит из трех частей: первая часть посвящена устной дискуссии, вторая —
дискуссии в открытой печати, третья содержит материал для самостоятельного
разбора.
Пособие предназначено для магистрантов филологического образования
(обучающихся по программе 540302 «Литературное образование») и аспирантов,
обучающихся по специальностям 10.01.01 «Русская литература» и
10.01.03 «Литература народов зарубежных стран».
УДК 82.0(075.8)
ББК 83я73
ISBN 978-5-9765-1412-6
© Толстогузов П.Н., 2017
© Издательство «ФЛИНТА», 2017
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
И ОТРЫВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ ДИСКУССИИ .................................... 3
ЧАСТЬ 1. УСТНАЯ ДИСКУССИЯ .................................................................................... 7
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ ............................................... 7
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. КРИТИКА ТЕМЫ И ВИДЫ РЕАКЦИИ НА КРИТИКУ.................................. 13
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
ОБСУЖДЕНИЯ И КАК ОЦЕНОЧНЫЙ МОМЕНТ......................................................................... 18
РАЗДЕЛ ЧЕТВЁРТЫЙ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ
КАК ПРЕДМЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ..................................................................... 26
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. «ЗАКРЫТЫЙ» И «ОТКРЫТЫЙ» ФИНАЛЫ ОБСУЖДЕНИЯ.......................... 39
ЧАСТЬ 2. ДИСКУССИЯ В ОТКРЫТОЙ ПЕЧАТИ.
ОТКЛИКИ НА ДОКЛАД М.Л. ГАСПАРОВА «ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ТВОРЧЕСТВО
И ИССЛЕДОВАНИЕ: СЛУЧАЙ БАХТИНА» ................................................................................... 49
ЧАСТЬ 3. ХРЕСТОМАТИЯ-ПРАКТИКУМ.................................................................... 67
СТЕНОГРАММА ОБСУЖДЕНИЯ ДОКЛАДА
М.М.БАХТИНА «РОМАН КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР» ......................................................... 67
ИЗ СТЕНОГРАММЫ ОБСУЖДЕНИЯ ДОКЛАДА
А.Н.СОКОЛОВА «РОД, ВИД И ЖАНР» ..................................................................................... 86
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ ............................................................................. 93
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ................................................................................ 94
2
Стр.3