Научный журнал
Учредитель:
Том 15 № 2 2021 Vol. 15 No. 2
Founder:
Частное учреждение образовательная организация
высшего образования «Омская гуманитарная академия»
Издается с декабря 2007 г. Выходит четыре раза в год.
Журнал включен в систему Российского индекса
научного цитирования (РИНЦ).
Включен в Перечень российских рецензируемых научных
журналов, в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций на соискание
учёных степеней доктора и кандидата наук
Включен в Базу данных ВИНИТИ РАН, ежегодно подающую
сведения в мировую справочную систему по периодическим
изданиям «Ulrich`s Periodi-cals Directory» о реферировании
журнала в Реферативном журнале ВИНИТИ РАН
Свидетельство о регистрации ПИ № ТУ55-00557 от 03.04.2017
выдано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере
связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
по Омской области.
Подписной индекс в каталоге «Пресса России» 43161.
Ссылки на журнал при цитировании обязательны.
Цена свободная.
Главный редактор: А. Э. Еремеев
доктор филологических наук, профессор
Выпускающий редактор: О. В. Попова,
кандидат филологических наук, доцент
Редактор, ответственный секретарь: Д. К. Саитмаметова
Корректор: Л. В. Калугина
Компьютерная верстка: Р. А. Анисимов
Рукописи подвергаются редакционной обработке. Точки зрения
авторов и редакционной коллегии могут не совпадать.
Private Establishment an Educational Institution of Higher
Education “Omsk Humanitarian Academy”
Published since December 2007. Issued four times a year.
The journal “The science of person: humanitarian researches” is
included in the system of Russian science citation index (RINTS).
The periodical is included in the List of Russian reviewed scientific
journals publishing basic scientific results
of dissertations for scientific degrees of Doctor and Candidate of
Sciences
The journal is included in VINITI database, which annually provides
information on the abstracting
of the journal in VINITI’s Abstracts Journal to the global reference
system “Ulrich’s Periodicals Directory”
The registration certificate PI No. TU55-00557 dated 03/04/2017
issued by the Federal Service for Supervision of Communications,
Information Technology and Mass Media in Omsk Region.
Subscription index in the catalog “Russian Press” 43161.
References to the journal citation are required.
Free price
Chief Editor: A. E. Eremeev,
Doctor of Philology, Professor
Managing editor: О. V. Popova,
Candidate of Philology, Associate Professor
Editor, executive secretary: D. K. Saitmametova
Proof-reader: L. V. Kalugina
Computer-aided makeup: R. A. Anisimov
Manuscripts are subjected to the editorial processing. The viewpoints
of the authors and the editorial board may not coincide.
ISSN 1998-5320 DOI 10.17238/issn1998-5320
В оформлении обложки использована фотография скульптуры Огюстена Пажу «Каллиопа» (ок. 1763 г.).
Адрес редакции и издателя: 644105, Омская область, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а.
Тел./факс 28 47 37. Е-mail: nou_ogu@mail.ru, http://journal.omga.su
Подписано в печать 23.06.2021. Формат 60×84/8. Уч.-изд. л. 22,15. Печ. л. 31,25.
Дата выхода в свет 30.06.2021
Тираж 500 экз. (1-й завод 1–100). Заказ 27.
Полиграфический центр издательства ОмГА.
644105, Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2а
© Омская гуманитарная академия, 2021
16+
Стр.2
РЕДАКЦИОННАЯ
КОЛЛЕГИЯ
Главный редактор:
Еремеев Александр Эммануилович, д-р филол. наук,
профессор, ректор Омской гуманитарной академии
Заместители главного редактора
Иссерс Оксана Сергеевна, д-р филол. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Лопанова Елена Валентиновна, д-р пед. наук,
профессор. Омская гуманитарная академия (Омск)
Патласов Олег Юрьевич, д-р экон. наук, профессор.
Смоленская государственная сельскохозяйственная
академия (Смоленск)
Члены редколлегии
Акелькина Елена Алексеевна, д-р филол. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Апенько Светлана Николаевна, д-р экон. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Беляев Виктор Иванович, д-р экон. наук, профессор.
Алтайский государственный университет (Барнаул)
Бережнова Елена Викторовна, д-р пед. наук,
профессор. Московский государственный институт
международных отношений (университет) Министерства
иностранных дел Российской Федерации (Москва)
Бутакова Лариса Олеговна, д-р филол. наук,
профессор. Омский государственный университет
им. Ф. М. Достоевского (Омск)
Викторович Владимир Александрович, д-р филол.
наук, профессор. Государственный социально-гуманитарный
университет (Коломна)
Далингер Виктор Алексеевич, д-р пед. наук,
профессор. Омский государственный педагогический
университет (Омск)
Донских Олег Альбертович, д-р филос. наук,
профессор. Новосибирский государственный университет
экономики и управления (Новосибирск)
Евдокимов Владимир Анатольевич, д-р полит. наук,
профессор. Омская гуманитарная академия (Омск)
Зайцева Ольга Петровна, д-р экон. наук,
профессор. Сибирский университет потребительской
кооперации (Новосибирск)
Звонников Виктор Иванович, д-р пед. наук, профессор,
генеральный директор Ассоциации организаций
по развитию управленческого образования (Москва)
Катаев Владимир Борисович, д-р филол. наук,
профессор. Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова (Москва)
Косяков Геннадий Викторович, д-р филол. наук,
профессор. Омская гуманитарная академия (Омск)
Лапчик Михаил Павлович, академик РАО, д-р пед.
наук, профессор. Омский государственный
педагогический университет (Омск)
Лебедева Ольга Борисовна, д-р филол. наук,
профессор. Национальный исследовательский Томский
государственный университет (Томск)
Лозовский Борис Николаевич, д-р филол. наук,
профессор. Уральский федеральный университет
им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
(Екатеринбург)
Роберт Ирэна Веньяминовна, академик РАО, д-р пед.
наук, профессор, главный научный сотрудник. Институт
стратегии развития образования РАО (Москва)
Ромм Татьяна Александровна, д-р пед. наук, профессор.
Новосибирский государственный педагогический
университет (Новосибирск)
Рыжаков Михаил Викторович, академик РАО, д-р
пед. наук, профессор. Институт содержания и методов
обучения РАО (Москва)
Смолин Олег Николаевич, академик РАО, д-р филос.
наук, первый заместитель председателя Комитета
по образованию ГД РФ (Москва)
Чечель Ирина Дмитриевна, д-р пед. наук, профессор.
Институт управления образованием РАО
(Москва)
Шумакова Оксана Викторовна, д-р экон. наук,
профессор. Омский государственный аграрный университет
им. П. А. Столыпина (Омск)
Члены международного совета
Алоэ Стефано, Dr. Habil. Philol. Slavicae, профессор.
Университет Вероны (Верона, Италия)
Апсалямов Надирбек Апсалямович, д-р экон. наук,
профессор. Казахстанский инновационный университет
(Семей, Республика Казахстан)
Атышoв Кобоген Атышович, д-р экон. наук,
профессор. Кыргызский экономический университет
им. Мусы Рыскулбекова (Бишкек, Республика
Кыргызстан)
Ван Лие, Dr. Habil. Philol., профессор. Пекинский
университет иностранных языков (Пекин, Китай)
Досанова Сая Сабировна, д-р пед. наук, профессор.
Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова
(Кокшетау, Республика Казахстан)
Кисель Роман, доктор экономических наук, професор.
Варминско-Мазурский университет
в г. Ольштыне (Ольштын, Польша)
Кожей Славомир, д-р пед. наук, профессор. Университет
Яна Кохановского в Кельце (Кельце, Польша)
Кошербаева Айгерим Нуралиевна, д-р пед. наук,
профессор. Казахский национальный педагогический
университет имени Абая (Алматы, Республика
Казахстан)
Ромат Евгений Викторович, доктор наук государственного
управления, профессор. Киевский национальный
торгово-экономический университет
(Киев, Украина)
Торхова Анна Васильевна, д-р пед. наук, профессор.
Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка (Минск, Республика
Беларусь)
Ушаков Денис Сергеевич, д-р экон. наук, профессор.
Университет Суан Сунандха Раджабхат (Бангкок,
Таиланд)
Франк Сюзанна, Dr. Habil. Philol., профессор. Берлинский
Гумбольдт-университет (Берлин, Германия)
Чимпоеш Драгош, д-р экон. наук, профессор.
Государственный аграрный университет (Кишинев,
Молдова)
Стр.3
EDITORIAL BOARD
Chief Editor:
Alexander E. Eremeev, Doctor of Philology, Professor,
Rector of the Omsk Humanitarian Academy
Deputy Chief Editors
Oksana S. Issers, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Elena V. Lopanova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia)
Oleg Yu. Patlasov, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Smolensk State Agrarian Academy (Smolensk, Russia)
Editorial Staff
Elena A. Akelkina, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Svetlana N. Apen`ko, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Viktor I. Belyaev, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Altai State University (Barnaul, Russia)
Elena V. Berezhnova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Moscow State Institute of International Relations
(University) of the Ministry of Foreign Affairs of the
Russian Federation (Moscow, Russia)
Larisa O. Butakova, Dr. Sc. (Philology), Professor
(Omsk, Russia)
Vladimir A. Viktorovich, Dr. Sc. (Philology), Professor.
State University for Social Sciences and Humanities
(Kolomna, Moscow Region, Russia)
Victor A. Dalinger, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)
Oleg A. Donskih, Dr. Sc. (Philosophy), Professor.
Novosibirsk State University of Economics and
Management (Novosibirsk, Russia)
Vladimir A. Evdokimov, Dr. Sc. (Political Science),
Professor. Omsk Humanitarian Academy (Omsk, Russia)
Olga P. Zaitseva, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Siberian University of Consumer Cooperatives
(Novosibirsk, Russia)
Viktor I. Zvonnikov, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor,
General Director of the Association of Management
Education Developmen (Moscow, Russia)
Vladimir B. Kataev, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)
Gennadiy V. Kosyakov, Dr. Sc. (Philology), Professor
(Omsk, Russia)
Mikhail P. Lapchick, Full Member (Academician)
of Russian Academy of Education, Dr. Sc. (Pedagogy),
Professor. Omsk State Pedagogical University (Omsk,
Russia)
Olga B. Lebedeva, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Research Tomsk State University (Tomsk, Russia)
Boris N. Lozovsky, Dr. Sc. (Philology), Professor.
Ural Federal University named after the First President
of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia)
Irena V. Robert, Academician of the Russian Academy
of Education, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor. Institute
for Strategy of Education Development of the Russian
Academy of Education (Moscow, Russia)
Tatyana A. Romm, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk,
Russia)
Mikhail V. Ryzhakov, Academician of the Russian
Academy of Education, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Institute of Content and Methods of Teaching of the
Russian Academy of Education (Moscow, Russia)
Oleg N. Smolin, Corresponding Member of Russian
Academy of Education, Dr. Sc. (Philosophy) First
Deputy Chairman of the Education Committee of
the State Duma of the Russian Federation (Moscow,
Russia)
Irina D. Chechel, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Institute of Management Education of RAE (Moscow,
Russia)
Oksana V. Shumakova, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Omsk State Agrarian University (Omsk, Russia)
Members of the International Council
Stefano Aloe, Dr. Habil. Philol. Slavicae, Professor.
University of Verona (Verona, Italy)
Nadirbek A. Apsalyamov, Dr. Sc. (Economics),
Professor. Kazakh Innovative University (Semei,
Republic of Kazakhstan)
Kobogen A. Atyshov, Dr. Sc. (Economics), Professor.
Kyrgyz Economic University (Bishkek, Republic of
Kyrgyzstan)
Van Lie, Dr. Habil. Philol., Professor. Beijing University
of Foreign Languages (Beijing, China)
Saya S. Dosanova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Abay Myrzakhmetov Kokshetau University (Kokshetau,
Republic of Kazakhstan)
Roman Kisel, Dr. Sc. (Economics), Professor.
University of Warmia and Mazury in Olsztyn (Olsztyn,
Poland)
Slavomir Koziej, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Jan Kochanowski University in Kielce (Kielce, Poland)
Aigerim N. Kosherbayeva, Dr. Sc. (Pedagogy),
Professor. Abai Kazakh National Pedagogical University
(Almaty, Republic of Kazakhstan)
Evgeny V. Romat, Dr. Sc. (Public Administration),
Professor. Kiev National Trade and Economic
University (Kiev, Ukraine)
Anna V. Torkhova, Dr. Sc. (Pedagogy), Professor.
Belarusian State Pedagogical University named after
Maxim Tank (Minsk, Republic of Belarus)
Denis S. Ushakov, Dr. Sc. (Economics), Professor. Suan
Sunandha Rajabhat University (Bangkok, Thailand)
Susanne Frank, Dr. Habil. Philol., Professor. Berlin
Humboldt University (Berlin, Germany)
Dragos Cimpoies, Dr. Sc. (Economics), Professor. State
Agrarian University (Chisinau, Republic of Moldova)
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 . Филологические науки
П. Р. Коздринь
Мотивы побега и духовного преображения в творчестве
Л. Н. Толстого в аспекте межкультурного диалога
О. М. Колесников
Типология библейских цитат в прозе А. П. Чехова
И. В. Клыпина, Е. Ю. Шестакова
Художественное осмысление темы детства
в рассказах Фёдора Сологуба
О. Б. Спесивцева
Легенды о святой стране в произведениях Н. Рериха
Р. А. Керимова
Поэтический дискурс «оттепели»:
М. Мокаев – поэт-шестидесятник
Е. В. Киричук, О. А. Шевченко
Художественные особенности философской сказки
Мишеля Турнье «Амандина, или Два сада»
Е. С. Коршунова
Техническая терминология
в научной художественной литературе
(на примере романа Р. Хайнлайна «Дверь в лето»)»
Е. Б. Борисова
Особенности перевода текстов
международных морских конвенций
В. А. Евдокимов
«Конструктивная журналистика»
в российских регионах
В. И. Хомяков
К истории становления
научно-популярного журнала «Наука и жизнь»
Раздел 2. Педагогические науки
З. А. Аксютина
Классификация гипотез педагогического исследования
91
60
67
74
85
7
15
22
31
49
41
CONTENTS
Раrt 1. Philological Science
P. R. Kozdrin
Escape and spiritual transformation motifs in literary works of
L. N. Tolstoy considered in the aspect of intercultural dialogue
O. M. Kolesnikov
Typology of Bible quotes in Chekhov’s prose
I. V. Klypina, E. Y. Shestakova
Artistic interpretation of the childhood theme in the stories
by Fyodor Sologub
O. B. Spesivtseva
Legends of the Sacred country in Nicholas Roerich’ literary works
R. A. Kerimova
M. Mokaev – poet of the sixtiess
Poetic discourse of the Thaw:
E. V. Kirichuk, O. A. Shevchenko
Artistic features of Michel Tournier’s philosophical tale
“Amandine, or Two gardens”
E. S. Korshunova
Technical terminology
in science fiction (on the example of
“The door into summer”by R. A. Heinlein)
E. B. Borisova
Some features of translation the international maritime
conventions texts
V. A. Evdokimov
“Сonstructive journalism”
in Russian regions
V. I. Khomyakov
The history of “Science and Life”
popular scientific journal formation
Раrt 2. Pedagogical Sciences
Z. A. Aksyutina
Classification of hypotheses for pedagogical research
Стр.5
Е. А. Носков, О. Н. Лучко, Е. В. Лопанова
Проектирование интеллектуальных информационных
систем в области управления образованием
на основе когнитивной методологии
В. П. Рева, А. В. Торхова
Cистемно-синергетические предпосылки воспитания
культуры музыкального восприятия
у младших школьников
Ю. А. Терещенко, А. А. Долгова
Оценка преемственности универсальных компетенций
в профессиональной траектории будущего учителя
М. Р. Ванягина
Профессионально ориентированное иноязычное
обучение в высшей военной школе через призму
информационных системно-категориальных методов
S. M. Andryushechkin
Research into the effectiveness of the empirical
pedagogical method “practical and innovative work”
Л. А. Шпагина, Д. А. Герасименко, И. И. Новикова,
О. Н. Герасименко, А. М. Горобей
Модели рисков обострений хронической обструктивной
болезни лёгких профессионального генеза как элемент
профилактики в системе профессиональной ориентации
М. П. Лапчик, М. И. Рагулина, С. Р. Удалов
Формирование готовности к технологическому
творчеству как основа современной
подготовки учителя технологии
Т. С. Котлярова
Проектирование межпредметных связей
для формирования профессионально
значимых качеств будущих педагогов
Ю. Ю. Раянова
Формирование готовности
к профессионально-педагогической деятельности
у студентов физкультурного вуза
Л. П. Пягай, Е. А. Сергиевич
Влияние режима самоизоляции в период
коронавирусной инфекции на физическую
подготовленность студентов, обучающихся в Омске
Д. А. Герасименко, И. С. Шпагин, И. И. Новикова, О.
Н. Герасименко, А. М. Горобей
Сравнительная характеристика обострений
хронической обструктивной болезни лёгких
от воздействия вредных производственных факторов
в содержании профилактики табакокурения в школе
159
165
177
154
123
131
138
145
100
107
116
E. A. Noskov, O. N. Luchko, Ye. V. Lopanova
Design of intelligent information systems
in the field of education management
based on cognitive methodology
V. P. Reva, H. V. Torkhava
Systemic and synergetic preconditions
for musical perception training
in younger school children
Yu. A . Tereshchenko, A. A. Dolgova
Assessment of universal competencies succession
within a future teacher professional trajectory
M. R. Vanyagina
Professionally-oriented foreign language education
in the higher military school through the prism
of information system-categorical methods
С. М. Андрюшечкин
Исследование эффективности применения
эмпирического метода «опытно-инновационная работа»
L. A. Shpagina, D. A. Gerasimenko, I. I. Novikova,
O. N. Gerasimenko, A. M. Gorobey
Risk models of exacerbations of chronic obstructive
pulmonary disease of occupational genesis as a preventive
element in the system of vocational guidance
M. P. Lapchik, M. I. Ragulina, S. R. Udalov
Formation of readiness
for technological creativity being the basis
of a technology teacher modern training
T. S. Kotlyarova
Interdisciplinary connections planning
to form professionally significant qualities
of future teachers
Yu. Yu. Rayanova
Formation of readiness
for professional-pedagogical activities among
students of physical education university
L. P. Pyagai, E. A. Sergievitch
Influence of the self-isolation
regime during COVID-19
on the physical ability of Omsk students
D. A. Gerasimenko, I. S. Shpagin, I. I. Novikova,
O. N. Gerasimenko, A. M. Gorobey
Comparative characteristics of exacerbations of chronic
obstructive pulmonary disease from exposure to harmful
production factors in the content of tobacco smoking
prevention at school
Стр.6
Раздел 3. Экономические науки
А. А. Кораблева, М. Ю. Яковина,
А. Ю. Курнышова, Н. А. Бойко
Управление и обеспечение экономической безопасности
региона: понятийный аспект
A. N.Minina, O. Yu. Patlasov
Methodology for brand assessment
as an intangible asset in agricultural holdings
В. А. Кундиус, О. В. Сергиенко
Стратегии антикризисного управления,
особенности их формирования в сельском хозяйстве
Н. Г. Гавриленко
Использование искусственных нейронных сетей
при планировании целевых индикаторов развития
грузового автомобильного транспорта РФ
Ю. С. Пиньковецкая
Компаративный анализ мнений респондентов
о возможностях успешных стартапов и легкого начала
предпринимательской деятельности
Г. И. Малышенко
Кадровые стратегии внутрифирменного обучения
в самообучающихся организациях
Е. А. Орлянский
Традиционная рыночная экономика
и её антициклический потенциал
в оценках исследователей XIX–XX веков
219
227
213
Раrt 3. Economic Sciences
186
196
204
A. A. Korableva, M. Yu. Yakovina,
A. Yu. Kurnishova, N. A. Boyko
Management and provision of the region economic security:
a conceptual aspect
А. Н. Минина, О. Ю. Патласов
Методика оценки бренда
как нематериального актива в агрохолдингах
V. A. Kundius, O. V. Sergienko
Anti-crisis management strategies,
features of their formation in agriculture
N. G. Gavrilenko
The use of artificial neural networks when planning
the target indicators for the truck haulage development
in the Russian Federation
Yu. S. Pinkovetskaia
Comparative analysis of respondent's opinions
concerning possibilities of successful startups
and easy start of entrepreneurial activity
G. I. Malyshenko
HR strategies for in-house training
in self-learning organizations
Памяти гениального учёного-методолога В. И. Загвязинского
238
249
E. A. Orlyansky
Traditional market economy and its anti-cyclical
potential in the assessments of researchers
of the 19th and 20th centuries
Стр.7