А.Н. ЯНДОВСКИЙ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Монография
Москва 2009
Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики
УДК 640.4.04+796.5
ББК 65.05
Я60
Рецензент:
Орехов С.А., доктор экономических наук, профессор;
Кафедра прикладного менеджмента
Московской финансово-промышленной академии
Я60
Яндовский А.Н. <...> Трансформация туристского бизнеса в условиях
глобализации экономики. <...> Отдельная глава посвящена
консолидации российского рынка гостиничных услуг, использованию
современных форм управления гостиницами и применению сетевых
технологий туристскими фирмами. <...> Международный туризм с момента своего возникновения находится в
авангарде глобальных тенденций. <...> Одно из последствий глобализации
международного туризма, – международная кооперация отрасли, приведшую
к стремительному росту конкурентоспособности производимого туристского
продукта и получению целого ряда преимуществ глобального масштаба. <...> Международная кооперация туристской отрасли – многофакторный процесс
с ярко выраженными стадиями своего исторического развития, и поэтому его
исследование предполагает комплексный подход, включающий в себя:
◊ определение
основных
исторических
этапов
эволюции
международной кооперации туристской деятельности, основываясь на
динамике факторов внешней среды международного туризма и особенностях
4
Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики
организации транснационального туристского производства, характерных
для различных временных периодов;
◊ анализ: процессов слияния и поглощения на туристском рынке;
состояния автоматизации, информатизации и виртуализации туристской
деятельности;
◊ изучение процесса консолидации в туристской отрасли;
◊ оценку перспектив развития российского туристского и
гостиничного <...>
Трансформация_туристского_бизнеса_в_условиях_глобализации_экономики.pdf
А.Н. ЯНДОВСКИЙ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Монография
Москва 2009
Стр.1
Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики
УДК 640.4.04+796.5
ББК 65.05
Я60
Рецензент:
Орехов С.А., доктор экономических наук, профессор;
Кафедра прикладного менеджмента
Московской финансово-промышленной академии
Я60
Яндовский А.Н. Трансформация туристского бизнеса в условиях
глобализации экономики. – М.: Технологии стратегического
менеджмента, 2009. – 194 с.
ISBN 978-5-904294-16-8
В доступной форме, но не популярно и на высоком профессиональном
уровне рассмотрены особенности (специфика) и мотивы корпоративных
реструктуризаций на мировом туристском рынке, включая эволюцию
международной кооперации туристского бизнеса в современных условиях, а
также основные движущие силы этого процесса в условиях глобальной
трансформации мировой экономики.
Проанализированы основные стадии консолидации, автоматизации и
виртуализации, внедрения и распространения информационных технологий,
условия развития и консолидации туристского бизнеса в современной России
в свете трансформации внешней среды. Отдельная глава посвящена
консолидации российского рынка гостиничных услуг, использованию
современных форм управления гостиницами и применению сетевых
технологий туристскими фирмами.
Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов,
руководителей предприятий туристского бизнеса, менеджеров по
управлению персоналом, работников страховых компаний, а также для
широкого круга читателей, интересующихся перспективами развития
туризма в современной России.
ББК 65.05
ISBN 978-5-904294-16-8
2
© Яндовский А.Н., 2009 г.
Стр.2
Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 4
ГЛАВА 1 ГЛОБАЛЬНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ТУРИСТСКОГО
БИЗНЕСА: ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ..... 6
1.1 ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ ТУРИСТСКОГО
БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ .............................................................. 6
1.2 ОСОБЕННОСТИ И МОТИВЫ КОРПОРАТИВНЫХ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЙ
НА ТУРИСТСКОМ РЫНКЕ.................................................................................... 27
1.3 ОСНОВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ В
ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ........................................................................... 41
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЧЕСИЕ ЭТАПЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
КОНСОЛИДАЦИИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА........................................ 52
2.1 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ КОНСОЛИДАЦИИ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА ............. 52
2.2 РАЗВИТИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ И ВИРТУАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО
БИЗНЕСА.............................................................................................................. 74
2.3 ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В
ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ...................................................................................... 85
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
В МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ....................................................... 97
3.1 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА
КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................................................. 97
3.2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ............................................................................. 116
3.3 ПЕРСПЕКТИВЫ КОНСОЛИДАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИСТСКОГО
БИЗНЕСА В СВЕТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ.............. 134
ГЛАВА 4 КОНСОЛИДАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО
ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА....................................................................... 142
4.1 КОНСОЛИДАЦИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ.......... 142
4.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИМИ ГОСТИНИЦАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО
БИЗНЕСА............................................................................................................ 157
4.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТУРИСТСКИМИ ФИРМАМИ
РОССИИ............................................................................................................. 173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 179
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................... 184
3
Стр.3
Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики
ВВЕДЕНИЕ
Одной из доминирующих тенденций современного развития мировой
экономики является глобализация, изменившая не только технологические
процессы, интернационализировав рынки, факторы и средства производства
(позволив в рамках одного процесса создания стоимости использовать
комплекс преимуществ различных национальных экономических систем) но
и трансформировавшая фундаментальные макро- и микроэкономические
принципы и устои: конкуренцию, ценообразование, государственное
регулирование и др.
Международный туризм с момента своего возникновения находится в
авангарде глобальных тенденций. Этот вид деятельности: предполагает
вовлечение
в
государственной
производственный
принадлежности;
процесс факторов
требует
создания
различной
единого
информационного, правового, культурного поля с целью повышения
качества туристского продукта и максимизации учета индивидуальных
потребностей путешественников. Одно из последствий глобализации
международного туризма, – международная кооперация отрасли, приведшую
к стремительному росту конкурентоспособности производимого туристского
продукта и получению целого ряда преимуществ глобального масштаба.
Россия на пороге своего вступления во Всемирную торговую
снимать
организацию вынуждена
ограничения и окончательно
либерализовать собственную туристскую отрасль. Последняя в настоящее
время менее привлекательна для внутренних и иностранных инвесторов,
нежели традиционные экспортоориентированные ресурсодобывающие
отрасли. Тем не менее, она обладает устойчивой динамикой роста за счет
экстенсивных факторов (рост материального благосостояния россиян) и
интенсивных (рост конкурентоспособности предложения на туристском
рынке) и может рассматриваться как перспективная. Поэтому, исследование
эволюции международной кооперации туристского бизнеса и процесса
консолидации туристской отрасли актуальная проблема, решению которой
посвящена данная монография.
Нами проанализированы особенности современной международной
кооперации в процессе производства массового туристского продукта. Его
полное научное осмысление с позиций классических теорий мировой
торговли, и процессов интернационализации, не представляется возможным.
Международная кооперация туристской отрасли – многофакторный процесс
с ярко выраженными стадиями своего исторического развития, и поэтому его
исследование предполагает комплексный подход, включающий в себя:
◊ определение
основных
исторических
этапов
эволюции
международной кооперации туристской деятельности, основываясь на
динамике факторов внешней среды международного туризма и особенностях
4
Стр.4
Трансформация туристского бизнеса в условиях глобализации экономики
организации транснационального туристского производства, характерных
для различных временных периодов;
◊ анализ: процессов слияния и поглощения на туристском рынке;
состояния автоматизации, информатизации и виртуализации туристской
деятельности;
◊ изучение процесса консолидации в туристской отрасли;
◊ оценку перспектив развития российского туристского и
гостиничного рынков в условиях экспансии западных транснациональных
корпораций, а также роли национального государства в стимулировании
консолидации этих рынков.
Монография состоит из введения, четырех глав и заключения.
В первой главе проанализированы эволюция международной
кооперации туристского бизнеса, особенности слияния и поглощения
корпораций в туристской отрасли.
Во второй главе рассмотрены основные принципы консолидации
туристской отрасли, дана оценка роли технологического прогресса в
повышении эффективности туристского бизнеса за счет его автоматизации,
информатизации и виртуализации.
В третьей главе приведены результаты анализа процесса
международной кооперации туристского бизнеса в современной России.
В четвертой главе исследованы основные направления консолидации и
развития отечественного гостиничного бизнеса.
5
Стр.5