УДК 069(075.8)
ББК 79.1я73
Г55
Утверждено на заседании кафедры музейного дела 22.02.2019 г., протокол № 9.
Рекомендовано к изданию учебно-методическим советом факультета
социально-культурных технологий 25.02.2019 г., протокол № 4.
Рецензенты:
Полякова Е. А., доктор исторических наук, доцент,
проректор по научной работе и международным связям,
заведующая кафедрой музеологии и документоведения
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный институт культуры»
Акоева Н. Б., доктор исторических наук, профессор кафедры истории,
культурологии и музееведения ФГБОУ ВО
«Краснодарский государственный институт культуры»
Стасевич И. В., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
отдела этнографии Центральной Азии ФГБУН «Музей антропологии
и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН»
Сергеева Е. Ф., кандидат исторических наук, доцент кафедры музейного дела
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Глушкова, П. В.
Г55 Основные направления музейной деятельности [Текст]: учебное пособие
для студентов бакалавриата по направлению подготовки 51.03.04 «Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия», профиль
«Культурный туризм и экскурсионный туризм» / П. В. Глушкова, Д. Д. Родионова,
Т. И. Кимеева, А. А. Насонов; Кемеров. гос. ин-т культуры. – Кемерово:
Кемеров. гос. ин-т культуры, 2019. – 244 с.
ISBN 978-5-8154-0498-4
Учебное пособие посвящено характеристике основных направлений музейной деятельности,
обоснованию методик и технологий их реализации. В пособии рассматриваются
научно-фондовая, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная деятельность
музея, музеефикация недвижимого и нематериального историко-культурного
наследия, а также информационно-коммуникационные технологии, используемые для обеспечения
данных направлений.
Учебное пособие рекомендовано для обучающихся по направлению подготовки «Музеология
и охрана объектов культурного и природного наследия», а также будет полезно
для специалистов в области культурологии и искусствоведения.
УДК 069(075.8)
ББК 79.1я73
ISBN 978-5-8154-0498-4
© П. В. Глушкова, Д. Д. Родионова, Т. И. Кимеева,
А. А. Насонов, 2019
© ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт
культуры», 2019
4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Целью учебного пособия «Основные направления музейной
деятельности» является формирование у обучающихся
системы представлений о научно-фондовом, экспозиционновыставочном
и культурно-образовательном направлениях
деятельности современного музея, а также музеефикации
как новом направлении музейной деятельности.
Содержание учебного пособия направлено на развитие
у обучающихся следующей общепрофессиональной способности:
решать стандартные задачи профессиональной деятельности
с применением информационно-коммуникационных
технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности. В связи с этим в учебном пособии
особое внимание уделяется современному информационнокоммуникационному
обеспечению основных направлений
музейной деятельности.
В области профессиональной деятельности обучающиеся
в ходе изучения дисциплины должны быть способны
применять современные методы исследований в ведущих направлениях
музейной деятельности и сохранения культурного
и природного наследия; выполнять работу по текущему и
перспективному комплектованию музея, а также все виды работ,
связанные с учетом музейных коллекций, объектов культурного
и природного наследия; способны к участию в разработке
выставочных и экспозиционных проектов, отдельных
разделов проектов региональных программ сохранения
и освоения наследия, в том числе в туристической сфере,
в разработке культурно-образовательных программ в системе
5
Стр.5
Введение
музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных
и туристических фирм. Данное учебное пособие направлено
на развитие указанных способностей.
В результате освоения содержания материала по дисциплине
«Основные направления музейной деятельности»
с помощью учебного пособия формируются следующие индикаторы
достижения компетенций. Обучающиеся должны:
знать:
– понятие и структуру музейного фонда;
– свойства музейного предмета и его ценность;
– методы комплектования музейного фонда;
– виды учетной документации;
– понятие и принципы организации музейных каталогов;
– классификацию музейных выставок и экспозиций;
– виды экспозиционных материалов;
– понятия «информационное поле» и «информационный
потенциал музейного предмета»;
– этапы научного проектирования экспозиции;
– принципы группировки предметов, методы проектирования
экспозиции и экспозиционные приемы;
– этапы художественного проектирования экспозиции;
– функциональные характеристики стадий художественного
проектирования музейной экспозиции;
– алгоритм разработки образовательной концепции музея;
–
формы культурно-образовательной деятельности;
– этапы разработки форм культурно-образовательной
деятельности;
– методы, используемые в культурно-образовательной
деятельности;
6
Стр.6
Введение
– подходы к трактовке понятия «историко-культурное
наследие»;
– виды объектов историко-культурного наследия;
– методы музеефикации объектов историко-культурного
наследия;
– современные информационно-коммуникационные
технологии и их применение в основных направлениях музейной
деятельности;
уметь:
– осуществлять процесс комплектования музейного
фонда;
– принимать предметы на постоянное хранение и заполнять
учетную документацию;
– анализировать музейные каталоги;
– определять вид выставки;
– определять вид экспозиционного материала;
– раскрывать информационное поле предмета в экспозиции;
–
разрабатывать научную концепцию и тематическую
структуру экспозиции;
– определять метод построения экспозиции и подбирать
оптимальный метод построения экспозиции;
– определять содержание работ в рамках основных этапов
проектирования экспозиции;
– разрабатывать рекомендации по художественной концепции
экспозиции;
– анализировать музейную аудиторию и планировать
образовательную деятельность музея;
– подбирать оптимальную форму культурно-образовательной
деятельности;
7
Стр.7