Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 556329)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

История дирижерского исполнительства (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАфанасьева
АвторыАфанасьева А.А.
ИздательствоКемГУКИ
Страниц136
ID237140
АннотацияВ работе рассматриваются основные этапы развития дирижирования, начиная от первых форм управления коллективным исполнением до его современного уровня на примере мастеров дирижерского искусства прошлого и наших дней.
Кем рекомендованоРекомендовано УМО по образованию
Кому рекомендованоРекомендован студентам творческих специальностей вузов культуры
ISBN5-8154-0023-8
ББК85.92
Афанасьева, А.А. История дирижерского исполнительства [Электронный ресурс] : курс лекций / Афанасьева А.А., А.А. Афанасьева .— Издание 2-е, дополненное .— Кемерово : КемГУКИ, 2007 .— 136 с. — ISBN 5-8154-0023-8 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/237140

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра народных инструментов А. А. Афанасьева ИСТОРИЯ ДИРИЖЕРСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Курс лекций по направлению 070100 «Музыкальное искусство», специализации «Народные инструменты», специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Оркестр народных инструментов» Издание 2-е, дополненное Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Московского государственного университета культуры и искусств в качестве учебного пособия для вузов культуры и искусств Кемерово 2007 1 ББК 85.92 А94 Утвержден на заседании кафедры народных инструментов 14.03.2006 г., протокол № 7. <...> A94 История дирижерского исполнительства [текст]: курс лекций по направлению 070100 «Музыкальное искусство», специализации «Народные инструменты» и специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Оркестр народных инструментов» / А. А. Афанасьева. – изд. <...> Затронуты вопросы истории коллективного инструментального исполнительства на русских народных инструментах, психологические особенности деятельности дирижера. <...> ББК 85.92 ISBN 5-8154-0023-8 © Афанасьева А. А., 2007 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2007 2 ВВЕДЕНИЕ Дирижерское исполнительство как самостоятельный вид музыкального исполнительства возникло сравнительно недавно, менее двухсот лет назад. <...> Появление дирижера перед симфоническим оркестром было обусловлено рядом причин: увеличением количественного состава исполнителей, усложнением содержания и музыкального языка произведений. <...> Поэтому основополагающим моментом в рассмотрении истории дирижирования стал принцип изучения его во взаимосвязи с историческим развитием оркестра, инструментальным составом последнего, а также с концертной практикой и бытованием <...>
История_дирижерского_исполнительства_.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.133
Стр.134
Стр.135
История_дирижерского_исполнительства_.pdf
Федеральное агентство по культуре и кинематографии Кемеровский государственный университет культуры и искусств Кафедра народных инструментов А. А. Афанасьева ИСТОРИЯ ДИРИЖЕРСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА Курс лекций по направлению 070100 «Музыкальное искусство», специализации «Народные инструменты», специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Оркестр народных инструментов» Издание 2-е, дополненное Рекомендовано УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Московского государственного университета культуры и искусств в качестве учебного пособия для вузов культуры и искусств Кемерово 2007 1
Стр.1
ББК 85.92 А94 Утвержден на заседании кафедры народных инструментов 14.03.2006 г., протокол № 7. Рекомендован к изданию методическим советом КемГУКИ 22.06.2006 г., протокол № 7. Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой народных инструментов и оркестрового дирижирования Алтайской государственной академии искусств и культуры Серёгин Н. В. доцент кафедры народных инструментов Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки Калёнов В. Ф. профессор кафедры инструментального исполнительства Института искусств и культуры Томского государственного университета, заслуженный артист России Максимов В. В. Афанасьева А. А. A94 История дирижерского исполнительства [текст]: курс лекций по направлению 070100 «Музыкальное искусство», специализации «Народные инструменты» и специальности 071301 «Народное художественное творчество», специализации «Оркестр народных инструментов» / А. А. Афанасьева. – изд. 2-е, доп. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2007. – 135 с. ISBN 5-8154-0023-8 В работе рассматриваются основные этапы развития дирижирования, начиная от первых форм управления коллективным исполнением до его современного уровня на примере мастеров дирижерского искусства прошлого и наших дней. Затронуты вопросы истории коллективного инструментального исполнительства на русских народных инструментах, психологические особенности деятельности дирижера. ББК 85.92 ISBN 5-8154-0023-8 © Афанасьева А. А., 2007 © Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2007 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Дирижерское исполнительство как самостоятельный вид музыкального исполнительства возникло сравнительно недавно, менее двухсот лет назад. Появление дирижера перед симфоническим оркестром было обусловлено рядом причин: увеличением количественного состава исполнителей, усложнением содержания и музыкального языка произведений. Поэтому основополагающим моментом в рассмотрении истории дирижирования стал принцип изучения его во взаимосвязи с историческим развитием оркестра, инструментальным составом последнего, а также с концертной практикой и бытованием музыки в определенные исторические периоды. Симфонический оркестр является классической основой, на фундаменте которого возникли и развились многочисленные видовые оркестры, в том числе и оркестр русских народных инструментов (ОРНИ), развитие которого складывалось аналогично развитию симфонического оркестра: в состав включались новые инструменты, существенно менялся репертуар, в современной музыке для ОРНИ стали использоваться необычные средства композиторского письма (смешанные размеры, политональность, наложение гармоний и т. д.). Вследствие этого в процессе обучения и воспитания высококвалифицированного руководителя ОРНИ определенное внимание уделяется изучению истории дирижирования, которое является одним из элементов широкого общего музыкального образования и призвано в какой-то мере помочь студенту осознать закономерности своей профессии, формировавшейся на протяжении многих веков. Данный курс непосредственно связан с традиционными академическими курсами истории музыки, истории исполнительства на русских народных инструментах. Знания, получаемые в ходе изучения классических основ гармонии, полифонии, анализа музыкальных форм, психологии обретают реальную почву в ходе изучения истории дирижирования, а также специфики дирижерского искусства. Специальный курс по истории дирижирования представляет собою своеобразный этап обучения – этап, которому предшествуют и после которого продолжаются более или менее длительные практические занятия по дирижированию. Основная задача курса – проследить эволюцию дирижирования, дать представление о первых формах управления коллективным исполнением, проводя аналогии с современным уровнем дирижирования. Огромный практический опыт многих поколений выдающихся мастеров дирижерского искусства не привел еще к фундаментальным теоретическим обобщениям и всесторонним исследованиям в данном виде музыкального исполнительства, поэтому видится необходимым включение отдельной темы, затрагивающей психологические особенности современного дирижирования, которые рассматриваются с позиций системного анализа, что дает возможность начинающему дирижеру понять действительную структуру 3
Стр.3
дирижирования, осознать роль и вклад каждого ее элемента в формирование желаемого результата, изучить средства коммуникативного взаимодействия дирижера и оркестрантов. Как и любой учебный курс, специальный курс «История дирижерского исполнительства» предполагает большую самостоятельную работу студентов. Пробуждению и развитию познавательного процесса способствуют: прослушивание грамзаписей музыкальных произведений в исполнении различных оркестров и дирижеров, чтение монографий, посвященных жизни, творчеству, исполнительской деятельности выдающихся мастеров дирижерского искусства, посещение филармониических концертов. Предлагаемый информативный материал о становлении дирижирования может быть использован для подготовки к государственному экзамену по курсу «История и теория искусств» Тема 1. МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ План 1.1. Предпосылки дирижирования в ранних формах музыкально-исполнительской практики. 1.2. Особенности музыкально-исполнительского творчества в эпоху Средневековья. 1.3. Хейрономия. 1.1. Предпосылки дирижирования в ранних формах музыкально-исполнительской практики В уходящей в далекое прошлое истории управления коллективным музыкальным исполнением использовались разные средства, которые условно можно разделить на два вида: визуальные и акустические. В разные исторические времена их соотношение варьировалось, но главной тенденцией развития дирижерского искусства явилось стремление к постепенному вытеснению акустических средств визуальными. Для правильного понимания того, как дирижирование подошло к современному уровню, необходимо рассмотреть основные этапы его развития. В древние времена, в первобытных обществах, музыка рождалась из глубин общинного быта, сопровождала религиозные ритуалы, трудовые процессы, массовые игры, танцы. Именно из массового действа берет свое начало достаточно организованное коллективное исполнение первоначаль4 дне
Стр.4
68. Теплов, Б. Психология музыкальных способностей. – М.; Л., 1947. 69. Теодор-Валенси. Берлиоз. – М., 1969. 70. Федосеев, В. Сборник статей и материалов / сост. Н. Алексеева. – М., 1989. 71. Фомин, В. Оркестр и дирижер. – Л., 1969. 72. Фомин, В. Оркестром дирижирует Мравинский. – М., 1976. 73. Штелин, Я. Музыка и балет в России Х�III века. – Л., 1935. 74. Хайкин, Б. Беседы о дирижерском ремесле. – М., 1984. 75. Хессин, А. Из моих воспоминаний. – М., 1959. 76. Штраус, Р. Из опыта дирижирования великими классическими произведениями // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М., 1975. – Вып. 7. 77. Юдин, Г. За гранью прошлых дней. – М., 1977. СОДЕРЖАНИЕ Введение......................................................................................................................... 3 Тема 1. Музыкально-исполнительская практика древнего мира и Средневековья 1.1. Предпосылки дирижирования в ранних формах музыкально- исполнительской практики......................................................................................................................... 4 1.2. Особенности музыкально-исполнительского творчества в эпоху Средневековья................................................................................................................................ 5 1.3. Хейрономия............................................................................................................. 7 Тема 2. Основные этапы становления дирижирования в Х��–Х���� веках 2.1. Ударно-шумовой способ дирижирования............................................................ 8 2.2. Управление исполнением с помощью игры на инструменте............................. 9 2.3. «Двойное» дирижирование................................................................................... 13 Тема 3. Дирижерское исполнительство на рубеже Х����–Х�Х веков 3.1. Музыкально-исполнительские традиции конца Х�III века............................... 14 3.2. Становление состава симфонического оркестра в творчестве венских классиков............................................................................................................................... 16 3.3. Дирижирование с палочкой; формирование схем тактирования....................... 19 133
Стр.133
Тема 4. Дирижирование в эпоху романтизма 4.1. Основные проявления музыкального романтизма в развитии оркестра и исполнительской практике........................................................................................... 21 4.2. Утверждение статуса дирижера как исполнителя-интерпретатора................... 23 4.3. Эпоха композиторского дирижирования.............................................................. 25 Тема 5. Дирижерская деятельность и реформа Г. Берлиоза, Р. Вагнера 5.1. Творческие достижения Г. Берлиоза..................................................................... 27 5.2. Основные теоретические положения главы «Дирижер оркестра» из «Большого трактата о современной инструментовке и оркестровке» Г. Берлиоза..................... 30 5.3. Р. Вагнер – создатель музыкальной драмы.......................................................... 32 5.4. Дирижерская деятельность Р. Вагнера................................................................. 33 5.5. Взгляды Р. Вагнера в его статье «О дирижировании»........................................ 36 Тема 6. Творческо-исполнительская деятельность Ф. Листа 6.1. Основные сферы творческой деятельности Ф. Листа........................................ 38 6.2. Своеобразие стиля дирижирования Ф. Листа..................................................... 41 Тема 7. Последователи Г. Берлиоза, Р. Вагнера в сфере дирижерского искусства 7.1. Г. Бюлов и А. Никиш – представители первых дирижеров-профессионалов... 44 7.2. Г. Малер и Р. Штраус – продолжатели традиции композиторского дирижирования........................................................................................................................... 49 Тема 8. Западноевропейское дирижерское искусство ХХ века 8.1. Основные черты музыкальной культуры начала ХХ века.................................. 54 8.2. Искусство А. Тосканини……................................................................................ 56 8.3. В. Фуртвенглер, Б. Вальтер, О. Клемперер – представители немецкой школы дирижирования..........................…................................................................................ 60 8.4. Дирижеры различных национальных школ........................................................ 65 8.5. Г. Караян – «главный дирижер Европы»............................................................. 66 134
Стр.134
Тема 9. История формирования отечественных традиций симфонического исполнительства 9.1. Истоки и становление оркестрового исполнительства в России....................... 70 9.2. Дирижерская деятельность отечественных композиторов и музыкантов ХIХ – начала ХХ века............................................................................................................... 74 Тема 10. Развитие отечественного симфонического исполнительства после Октябрьской революции 10.1. Зарождение советской школы дирижирования................................................. 86 10.2. Дирижерское искусство Е. Мравинского и Н. Рахлина.................................... 89 Тема 11. Ведущие отечественные симфонические оркестры и дирижеры 11.1. Большой симфонический оркестр им. П. И. �айковского................................ 93 11.2. Государственный академический симфонический оркестр............................. 100 Тема 12. История ансамблевого и оркестрового исполнительства на русских народных инструментах 12.1. Исторические предпосылки оркестрового исполнительства на русских народных инструментах................................................................................................ 106 12.2. Становление оркестра русских народных инструментов домрово-балалаечного состава…........................................................................................................ 108 12.3. Дирижерская деятельность В. В. Андреева....................................................... 110 Тема 13. Оркестр русских народных инструментов в ХХ веке и основные тенденции его развития 13.1. Основные направления развития оркестра русских народных инструментов............................................................................................................................. 114 13.2. Ведущие профессиональные оркестры русских народных инструментов..... 117 Тема 14. Психологические особенности деятельности дирижера 14.1. Полифункциональность деятельности дирижера............................................. 120 14.2. Общение и коммуникативные процессы в структуре дирижирования........... 123 14.3. «Язык» жестов дирижера как проявление творческой индивидуальности.... 126 Заключение.................................................................................................................... 130 Использованная литература.......................................................................................... 131 135
Стр.135